18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оксана Бондаренко: «Пространство гаража было местом персональной свободы»

Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко. Фото: Музей транспорта Москвы
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Фото: Музей транспорта Москвы

Директор Музея транспорта Москвы приглашает всех в гараж. И это не гараж Мельникова, куда постоянная экспозиция музея въедет в следующем году. Речь о выставке «Куплю гараж», которая проводится совместно с Музеем Москвы и на его территории

В следующем году Музей транспорта Москвы готовится открыться в гараже на Новорязанской улице, а пока заполняет гаражами территорию Музея Москвы. Эти гаражи не имеют практически ничего общего с конструктивистским шедевром Константина Мельникова. В центре внимания выставки «Куплю гараж» — крошечные сооружения площадью 18 кв. м, которые для жителей Москвы и сотен других городов и поселков были гарантированной территорией личного пространства, местом для самовыражения и какой-никакой, но свободы.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

У многих жителей России с темой гаражей связаны личные истории. А у создателей выставки?

Гаражная тема для москвичей такая же сакральная, как квартирный вопрос. Идеальная тема для коллаборации двух музеев, Музея транспорта Москвы и Музея Москвы. Она и про транспорт, и про личные истории, а еще про первую собственность москвичей в послевоенное время.

На стадии обсуждения проекта мы поняли, что у каждого есть своя личная история и воспоминания о столичных гаражах: как отцы чинили там свои «москвичи» и «волги»; как во дворах появлялись ракушки, а потом они постепенно исчезали; как родители состояли в гаражных кооперативах, а дети играли там в прятки, забираясь на крыши; как интерес к устройству гаражного кооператива со временем перерастал в увлечение транспортом в целом.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Расскажите о смысловом наполнении экспозиции.

Еще 40–50 лет назад гараж олицетворял мечту советского человека. Радость от его приобретения можно было сравнить только с радостью приобретения самого автомобиля. Это сейчас гараж — место для хранения автомобиля и шин, максимум — небольшая ремонтная мастерская владельца. А в 1960–1970-е годы автолюбители проводили здесь большую часть свободного времени — не только за ремонтом своих «ласточек», но и отдыхая, заводя новых друзей или хобби, запасая соленья и картошку на зиму, а иногда и зарабатывая неплохие деньги.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Пространство гаража было местом персональной свободы — 18 кв. м для себя и автомобиля. И вот это вот важная часть — про «для себя». Мы постоянно возвращались к идее, что есть 18 кв. м гаражного пространства, 9–10 из которых занимает автомобиль. И тут начинается самое настоящее творчество и самовыражение: в том, каким образом приспосабливали это свободное от машины пространство, отражались интересы и внутренний мир автовладельца. Кто-то организовывал пространство под собранные вещи, которые важны сердцу, но не используются в быту, кто-то создавал место для отдыха, для игры в домино, для общения. Наша выставка про то, что нам подарила гаражная культура.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Нельзя не вспомнить инсталляцию Armpit в павильоне Латвии на Венецианской биеннале 2015 года. Ее создатели тоже вдохновлялись феноменом гаражных кооперативов в спальных районах. В чем отличие вашего проекта?

В нашем случае тематические зоны в большей степени стремятся не столько исследовать сам феномен гаражей, сколько формировать портреты «гаражников». Вот примеры названия пространств выставки: «Для тех, кому есть что беречь», «Для тех, кто может все починить», «Для тех, кто творит», «Для тех, кто умеет жить» и так далее. Мы переосмысливаем архитектурную форму гаража, для того чтобы лучше погрузиться в характеры наших условных героев — образы людей, которые в этом гараже проявляют себя.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Гараж становился инкубатором разного рода субкультур во многих странах. Например, в США — один только феномен гаражного рока или зарождение в гаражах индустрии персональных компьютеров чего стоят! Постсоветское пространство здесь особняком от других стран или есть общие признаки?

Уникальна, пожалуй, сама история возникновения гаражей и их значение в жизни горожан. Именно тогда, когда в городе строились новые дороги, стали выпускаться в массовое производство машины, встал вопрос централизованного хранения автомобилей. Тогда же, впервые после войны, у мужчин наконец появилось свободное время — а мест, где можно было бы его провести, все еще не было. И в этот момент появляется гараж как феномен. Он становится местом и формой проведения досуга. То есть уникальность нашей гаражной культуры возникла, пожалуй, из стечения времени и обстоятельств: новая социальная организация встретилась с новым историческим этапом технического развития.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Вдохновленные битлами и роллингами, в нашей стране тоже повсюду возникали гараж-банды. Молодым творческим ребятам нужно было пространство под репетиции. Для движения «Самавто» (автомобили самодельной сборки) гараж выступал экспериментальной лабораторией и инженерной мастерской. В гаражах начинали деятельность владельцы первых автосервисов, ставших нарицательным понятием. Но, опять же, такого разнообразия форм использования и такого значения в культуре, как в СССР, гараж не имел нигде.

Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы. Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы
Выставка «Куплю гараж» в Музее Москвы.
Фото: Сергей Лукьянов/Музей транспорта Москвы

Гаражи — традиционно мужское царство. Значит ли это, что выставка преимущественно про мужчин и для мужчин?

Действительно, гаражи были и остаются преимущественно частью мужского времяпрепровождения. Но упомянутое «мужское царство» — лишь одна из граней. На выставке «Куплю гараж» мы расширили тему, обратившись к памяти свидетелей эпохи и культурным явлениям, которые берут начало в пространствах для машин.

Среди инсталляций на выставке можно будет встретить, например, «Стратегический запас» — с домашними заготовками, старыми детскими игрушками и другими дорогими памяти предметами быта. Или витрину счастья советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза «Мадонна», радиолы и прочим. Отдельную зону выставки мы посвятили теме загаражных пространств и формирующихся вокруг них «детских государств». Здесь посетители смогут пройти по мини-лабиринту, имитирующему типовые советские гаражи, с подсказками о прошлом их визитеров. Так что, уверена, наша выставка будет интересна всем.

Музей Москвы
«Куплю гараж»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+