18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей привез пейзажи в звенигородский Манеж

Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х. Фото: Русский музей
Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х.
Фото: Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка называется «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея». Самый известный русский пейзажист помещен в центр экспозиции не случайно: он трижды приезжал под Звенигород на пленэр

Возрождение звенигородского Манежа похоже на чудо. Еще семь лет назад памятник находился в аварийном состоянии, был выставлен на аукцион и имел все шансы превратиться в торговый центр или ресторан. А ведь это самая ранняя, 1830 года, светская постройка в городе. К счастью, Манежу вернули его прежнюю функцию — быть центром культуры. Сейчас здесь работает городской музей с 300-метровым залом для временных экспозиций. Министерство культуры Подмосковья заключило соглашение с Государственным Русским музеем — теперь он каждые полгода будет делать выставки на этой площадке.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Первую выставку посвятили Исааку Левитану, и это не случайно. Самый известный русский пейзажист трижды — в 1884, 1886 и 1887 годах — приезжал под Звенигород в Саввинскую слободу на пленэр. Здесь он написал порядка двух десятков картин и этюдов. Константин Коровин оставил воспоминания об их совместном житье: как студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с крестьянами выходили в поля на работу. Первые рисовали, вторые косили и в перерывах искренне сочувствовали живописцам: «Художники… в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… мажут краской невесть што. А то — кому надоть?»

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Любил окрестности Звенигорода и учитель Левитана Алексей Саврасов, первым из московских художников оценивший этот «подмосковный Барбизон». В Саввинской слободе провел последние годы жизни преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пейзажист Лев Каменев (1833–1886). Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков, считает важной преемственность между учителями и учениками, в частности Саврасовым и Левитаном. Оба умели «ценить в природе тонкую лирику». Их совместными усилиями сформировался «лишенный внешних эффектов национальный пейзаж».

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Еще один центр звенигородской арт-жизни —усадьба Введенское. Ее построили в конце XVIII века по проекту Николая Львова, чей правнук Василий Поленов будет так влюблен в это место, что в 1880-х попытается его купить, впрочем безрезультатно. Здесь провела детство Мария Якунчикова (1870–1902), она запечатлела имение. В последние годы жизни в Введенском гостил Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905) — на вторых планах его картин часто угадываются силуэты усадебных построек.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Работы всех этих художников, а еще произведения Алексея Боголюбова, Аполлинария Васнецова, Игоря Грабаря, Михаила Нестерова увидят зрители в звенигородском Манеже. Живописный ряд дополнят архивные фотографии и пейзажные открытки рубежа XIX–XX веков, а также мультимедийная программа «Слышать, как трава растет».

Выставка представляет русский пейзаж в момент его расцвета и позволяет осмыслить своеобразие московской школы, которая, в отличие от пейзажного класса в петербургской Академии художеств, была меньше ограничена правилами и оставляла авторам пространство для лирических интерпретаций.  

Звенигородский Манеж
«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+