18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

200 произведений Бориса Григорьева прибыли в Музей Фаберже со всей страны

Борис Григорьев. «Портрет сына художника Кирилла». Фото: Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Портрет сына художника Кирилла».
Фото: Музей Фаберже
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Борис Григорьев признавался: «Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». Это бесстрашие позволило ему стать успешнейшим русским художником первой волны эмиграции

В названии выставки использована фраза из письма Бориса Григорьева (1886–1939) другу юности, поэту-футуристу Василию Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете… Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают».

Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже. Фото: Александр Цуканов
Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже.
Фото: Александр Цуканов

Совместный проект Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже объединил экспонаты из Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галереи, Музея Академии художеств, Музея-квартиры Максима Горького, нескольких региональных музеев, а также из частных собраний.

Главные хиты нынешней выставки — первый показ в России огромного (80 на 330 см) полотна «Ревизор» по бессмертной пьесе Николая Гоголя, а также всех 58 листов графической сюиты «Братья Карамазовы» по роману Федора Достоевского. Оба произведения принадлежат фонду «Связь времен».

В каком-то смысле выставка подводит своего рода итог почти 35-летнего знакомства российского зрителя с творчеством художника, дотоле ему почти неизвестного. В 1919 году Григорьев нелегально покинул Петроград и в Россию не возвращался.

Борис Григорьев. «Ревизор». 1936. Фото: Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Ревизор». 1936.
Фото: Музей Фаберже

Ровно через 70 лет в перестроечные времена в Псковском музее-заповеднике состоялась первая его большая выставка. В 2006-м KGallery показала произведения из частных собраний, затем ретроспективы художника прошли в ГРМ и ГТГ.

За годы, минувшие со времени псковской премьеры, историки искусства старались определить место художника в бурной истории искусства ХХ века. Сошлись на том, что Григорьев — редкий пример автора, который работал на стыке фигуративного экспрессионизма и неоклассицизма. И блестящего графика, мастера упругой линии.

Выставка (куратор — Тамара Галеева, известный искусствовед, автор монографии о творчестве Григорьева) подтверждает эти выводы на широком материале — от ранних иллюстраций к русскому фольклору до поздних портретов, созданных в США.

Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже. Фото: Александр Цуканов
Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже.
Фото: Александр Цуканов

Траектория пути Григорьева своеобычна. Москва, где он родился и учился профессии. Петербург, где недоучившийся студент Академии художеств начал бурную карьеру. Далее годы эмиграции: Берлин, затем Париж и наконец собственный дом-мастерская в Кань-сюр-Мер на Лазурном Берегу. Длительные поездки в США и по Южной Америке. Тамара Галеева проследила хронику жизни и творчества художника, его знакомства и встречи буквально по месяцам, текст об этом помещен в большом красивом каталоге нынешней выставки.

После первого посещения Парижа художник создал серию полотен и графических листов: «В саду», «Карнавал», «В кабаре», «Мертвый сезон» и другие. Позже по иному поводу (цикл рисунков Intimité) художник заметил: «Реально не до иллюзии, реально до жути». Эти слова можно отнести и к парижской серии.

В портретах Мирона Шерлинга и Мстислава Добужинского видна ренессансная величавость — Григорьев считал себя не слабее Пьеро делла Франческа.

Борис Григорьев. «Близнецы». 1923. Фото: Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Близнецы». 1923.
Фото: Музей Фаберже

Цикл «Расея», самый известный у художника, представлен как хрестоматийными картинами «Подсолнухи», «Деревня» и «Дом под деревьями», так и малоизвестными рисунками из нескольких частных собраний.

Следующий по известности цикл — «Лики России». За него на выставке отвечают одноименное большое полотно, портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла в спектакле «На дне» и Константина Станиславского в роли Сатина в той же постановке. С ними рифмуется рисунок «Ларионов слушает Качалова». Лист снабжен дарственной Михаилу Ларионову от автора, «который тоже слушал Качалова, но, вдобавок, не зевал — хоть пьян был изрядно». Эти работы были созданы в 1922 году во время гастролей МХАТ в Париже.

Неоклассик Григорьев побеждал Григорьева-экспрессиониста в портретах 1920-х — однако экспрессионист берет убедительный реванш в «Братьях Карамазовых». Сюита была показана в 1933 году на персональной выставке в Нью-Йорке.

Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже. Фото: Александр Цуканов
Выставка «Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже.
Фото: Александр Цуканов

В финале петербургской экспозиции — «Ревизор». Огромное панно, где главным персонажем стал Городничий. Он смотрит на зрителя в упор и грозит ему на прощание мощным кулаком.  

Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Первый мастер на свете»
До 28 января

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+