18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Знание — сила, понимание — рычаг: труды и дни Дмитрия Сарабьянова

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Выставка в фонде In artibus к 100-летию знаменитого историка отечественного искусства стала настоящим оммажем юбиляру. Архивные документы соединены здесь с художественными произведениями, которые вдохновляли главного героя на всё новые исследования

У поколения искусствоведов, начинавших или уточнявших свой путь во времена оттепели, была одна миссия, про которую публично почти не говорилось, но которая многое определяла в их поведении. Нужно было вернуть историю русского и советского искусства в мировое русло — после долгого периода «внедрения классового подхода» и «преодоления буржуазного влияния». Дело заключалось не только в возвращении забытых или переосмыслении известных имен, но и в ревизии всего художественного процесса как минимум за столетие. Брались за такую сверхзадачу, разумеется, не все подряд, а уж что-то значительное получалось и вовсе у единиц. Среди них — Дмитрий Сарабьянов (1923–2013), чье 100-летие отмечено выставкой «Искусство знания» в московском фонде In artibus.

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

«В первую очередь мы хотели отдать дань памяти одному из крупнейших историков русского искусства, — говорит Анна Корндорф, ученый секретарь фонда и куратор проекта, — представить тот круг художественных произведений и явлений, которые мы сегодня понимаем и ценим во многом благодаря открытым им подходам и интерпретациям. Но в то же время наша выставка — своего рода археология самой науки, истории изучения русского искусства во второй половине ХХ века. Ведь наука — это всегда движение, развитие, смена парадигм, обновление методологии и приращение знаний. Дмитрий Владимирович до конца дней сохранял эту удивительную способность двигаться вперед, подчас радикально пересматривая свои прежние взгляды и подходы».

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Должностей и регалий у него за жизнь набралось немало, но если резюмировать без подробностей, то он был ученым, арт-критиком, педагогом (почти полвека преподавал на кафедре отечественного искусства в МГУ). Написал целый ряд важных книг и куда больше статей, тоже не проходных, не для галочки задуманных. Многое из того, что зрителям и читателям впоследствии стало казаться очевидным, само собой разумеющимся, было когда-то именно им сформулировано, описано, продвинуто. Не без трудностей продвинуто, следует добавить. В экспозиции можно встретить документальный стенд под заглавием «История одной книги. 1962–1971». Первая дата маркирует авторскую заявку на издание труда «Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов», вторая — выход книги из печати. Довольно выразительный получился таймлайн на тему «как все тогда обстояло в действительности».

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Документальные материалы на выставке вообще представлены в обилии: тут и рукописи, и личные письма, и записи лекций, и стенограммы выступлений в Московском союзе художников (по словам Анны Корндорф, эти интереснейшие расшифровки из фондов РГАЛИ никогда ранее не публиковались). Та часть архивов, что не поместилась в витринах, доступна в электронном виде. Присутствует и аудиоформат. Например, через наушники можно услышать рассказ Дмитрия Владимировича об обыске, произведенном в их доме в 1985 году (фигуранткой стала его жена, искусствовед Елена Мурина) в связи с делом «антисоветчика» Феликса Светова.

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Читать и слушать — занятия на сегодняшних выставках вполне привычные, но есть здесь и на что посмотреть. Наряду с несколькими музеями и архивами к сотрудничеству был призван внушительный коллекционерский пул, так что экспозиция получилась не только документальной, но и полноценно художественной. Произведения живописи и графики в диапазоне от Павла Федотова и передвижников (Григорий Мясоедов, Илларион Прянишников, Илья Репин) до художников позднесоветского периода (Николай Андронов, Владимир Вейсберг, Наталия Егоршина, Павел Никонов, Михаил Шварцман) иллюстрируют круг научных интересов юбиляра. Представлены, разумеется, и «голуборозовцы», и «бубнововалетцы», и футуристы, и конструктивисты — всех их Сарабьянов заново встраивал в общедоступный исторический контекст. А со многими художниками-современниками еще и просто дружил.

Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Экспозиционный портрет юбиляра едва ли соответствует представлениям о «кабинетном ученом». Это амплуа его совершенно не вдохновляло, он то и дело оказывался за пределами стереотипного образа. Например, в одной из витрин представлены машинописные фрагменты литературного сценария к научно-популярному фильму «Мой Федотов» 1966 года (сам фильм демонстрируется на дисплее). А еще в зале звучит музыка, сочиненная Дмитрием Сарабьяновым в молодые годы: специально к выставке были сделаны записи исполнения некоторых его прелюдий и романсов.

Фонд In artibus
«Искусство знания. К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова»
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+