18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина Франца Рубо выставлена на торги в Лондоне

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

«Базар в Самарканде» кисти выдающегося русского баталиста стал одним из топ-лотов аукциона искусства ориентализма Sotheby’s

С тех пор как лондонские аукционные дома перестали проводить специализированные торги русского искусства весной 2022 года, отдельные произведения художников из Российской империи можно время от времени встретить на других тематических торгах: кого-то, как Василия Кандинского и Наталию Гончарову, интегрировали в аукционы искусства модернизма, кого-то включили в круг художников Парижской школы, а некоторых знакомых отечественным коллекционерам авторов можно встретить среди европейских и американских ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s представлены произведения западных мастеров XIX — начала ХХ века, изображавших жизнь арабского Востока: Северной Африки, Египта, Леванта, Аравийского полуострова, Османской империи, а также Центральной и Средней Азии. На их картинах запечатлены пейзажи, виды городов и сцены из жизни экзотических стран, а также главные достопримечательности арабского мира. Это важнейшие визуальные свидетельства истории этих стран, созданные до эры фотографии.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Такие аукционы регулярно проводятся Sotheby’s с 2012 года, и в последнее время произведения ориентализма все более востребованы среди коллекционеров, особенно из стран Персидского залива. Хотя эти работы когда-то создавались для знакомства западной аудитории с культурой и образом жизни таинственного Востока, сегодня главными поклонниками такого искусства являются выходцы именно из тех стран, которые изображены на картинах. Поворотным моментом для этого сегмента стала распродажа в октябре 2019 года на Sotheby’s 36 работ из знаменитой коллекции Наджд за £33,5 млн, когда было установлено около десяти ценовых рекордов для художников-ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s, наряду с работами таких авторов, как Жан-Леон Жером, Людвиг Дойч, Густав Бауэрнфейнд, Рудольф Эрнст, Жак Мажорель и Фредерик Артур Бриджман, представлены работы Франца Рубо и Рихарда Зоммера, которые ранее были постоянными участниками аукционов русского искусства в Лондоне.

Франц Рубо, родившийся в Одессе в семье французского книготорговца, прославился в основном как создатель монументальных полотен со сценами сражений. Он был руководителем батальной мастерской Академии художеств и автором трех панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго». Он также много путешествовал по Кавказу и Центральной Азии, где создал серию пейзажей и жанровых сцен. Картина «Базар в Самарканде», из туркестанской серии (с 1867 по 1917 год Туркестанское генерал-губернаторство включало в себя среднеазиатские владения Российской империи), выставлена на аукцион Sotheby’s, посвященный искусству ориентализма. Он состоится 24 октября в Лондоне. Редкое полотно кисти Франца Рубо, долгое время находившееся в немецком частном собрании, относится к раннему периоду творчества художника (1880-е годы) и предварительно оценивается в диапазоне от £80 тыс. до £120 тыс. Учитывая редкость работы и достаточно скромный эстимейт, можно предположить, что картина вызовет большой интерес у коллекционеров.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Художник изобразил оживленный рынок Самарканда с торговыми лавками на заднем плане и всадниками в яркой одежде и тюрбанах на переднем. Вдалеке угадываются очертания знаменитой мечети Биби-Ханым, построенной в начале XV века. Этот выдающийся памятник тимуридской архитектуры был уничтожен землетрясением 1897 года и восстановлен уже советскими властями лишь в 1970-х годах. Рубо видел и запечатлел подлинный облик мечети еще до ее разрушения.

Самарканд, который ныне является одним из крупнейших городов Узбекистана, в Средние века был столицей империи Тимуридов и важной точкой на Шелковом пути из Китая в Средиземноморье. Виды древнего Самарканда с его впечатляющей архитектурой, частично сохранившейся со времен великого завоевателя XIV века Тамерлана (Тимура), были излюбленным объектом изображения многих русских художников, в том числе Василия Верещагина, Рихарда Зоммера и Франца Рубо — наиболее ярких представителей ориенталистского направления в русской живописи. В частности, у Рубо есть несколько живописных изображений самаркандского базара, которые находятся в музеях и частных собраниях.

Среди других топ-лотов аукциона 24 октября можно выделить загадочные «Танцы в пальмовой роще» французского художника, принявшего ислам, Насреддина (Этьенна) Дине (эстимейт £200–400 тыс.), написанный Эдвардом Лиром вид Нила (£150–200 тыс.) и изображение европейской дамы, путешествующей по пустыне на верблюде в сопровождении телохранителя-нубийца, кисти Рудольфа Эрнста (£80–120 тыс.).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+