18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Картина Франца Рубо выставлена на торги в Лондоне

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

«Базар в Самарканде» кисти выдающегося русского баталиста стал одним из топ-лотов аукциона искусства ориентализма Sotheby’s

С тех пор как лондонские аукционные дома перестали проводить специализированные торги русского искусства весной 2022 года, отдельные произведения художников из Российской империи можно время от времени встретить на других тематических торгах: кого-то, как Василия Кандинского и Наталию Гончарову, интегрировали в аукционы искусства модернизма, кого-то включили в круг художников Парижской школы, а некоторых знакомых отечественным коллекционерам авторов можно встретить среди европейских и американских ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s представлены произведения западных мастеров XIX — начала ХХ века, изображавших жизнь арабского Востока: Северной Африки, Египта, Леванта, Аравийского полуострова, Османской империи, а также Центральной и Средней Азии. На их картинах запечатлены пейзажи, виды городов и сцены из жизни экзотических стран, а также главные достопримечательности арабского мира. Это важнейшие визуальные свидетельства истории этих стран, созданные до эры фотографии.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Такие аукционы регулярно проводятся Sotheby’s с 2012 года, и в последнее время произведения ориентализма все более востребованы среди коллекционеров, особенно из стран Персидского залива. Хотя эти работы когда-то создавались для знакомства западной аудитории с культурой и образом жизни таинственного Востока, сегодня главными поклонниками такого искусства являются выходцы именно из тех стран, которые изображены на картинах. Поворотным моментом для этого сегмента стала распродажа в октябре 2019 года на Sotheby’s 36 работ из знаменитой коллекции Наджд за £33,5 млн, когда было установлено около десяти ценовых рекордов для художников-ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s, наряду с работами таких авторов, как Жан-Леон Жером, Людвиг Дойч, Густав Бауэрнфейнд, Рудольф Эрнст, Жак Мажорель и Фредерик Артур Бриджман, представлены работы Франца Рубо и Рихарда Зоммера, которые ранее были постоянными участниками аукционов русского искусства в Лондоне.

Франц Рубо, родившийся в Одессе в семье французского книготорговца, прославился в основном как создатель монументальных полотен со сценами сражений. Он был руководителем батальной мастерской Академии художеств и автором трех панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго». Он также много путешествовал по Кавказу и Центральной Азии, где создал серию пейзажей и жанровых сцен. Картина «Базар в Самарканде», из туркестанской серии (с 1867 по 1917 год Туркестанское генерал-губернаторство включало в себя среднеазиатские владения Российской империи), выставлена на аукцион Sotheby’s, посвященный искусству ориентализма. Он состоится 24 октября в Лондоне. Редкое полотно кисти Франца Рубо, долгое время находившееся в немецком частном собрании, относится к раннему периоду творчества художника (1880-е годы) и предварительно оценивается в диапазоне от £80 тыс. до £120 тыс. Учитывая редкость работы и достаточно скромный эстимейт, можно предположить, что картина вызовет большой интерес у коллекционеров.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Художник изобразил оживленный рынок Самарканда с торговыми лавками на заднем плане и всадниками в яркой одежде и тюрбанах на переднем. Вдалеке угадываются очертания знаменитой мечети Биби-Ханым, построенной в начале XV века. Этот выдающийся памятник тимуридской архитектуры был уничтожен землетрясением 1897 года и восстановлен уже советскими властями лишь в 1970-х годах. Рубо видел и запечатлел подлинный облик мечети еще до ее разрушения.

Самарканд, который ныне является одним из крупнейших городов Узбекистана, в Средние века был столицей империи Тимуридов и важной точкой на Шелковом пути из Китая в Средиземноморье. Виды древнего Самарканда с его впечатляющей архитектурой, частично сохранившейся со времен великого завоевателя XIV века Тамерлана (Тимура), были излюбленным объектом изображения многих русских художников, в том числе Василия Верещагина, Рихарда Зоммера и Франца Рубо — наиболее ярких представителей ориенталистского направления в русской живописи. В частности, у Рубо есть несколько живописных изображений самаркандского базара, которые находятся в музеях и частных собраниях.

Среди других топ-лотов аукциона 24 октября можно выделить загадочные «Танцы в пальмовой роще» французского художника, принявшего ислам, Насреддина (Этьенна) Дине (эстимейт £200–400 тыс.), написанный Эдвардом Лиром вид Нила (£150–200 тыс.) и изображение европейской дамы, путешествующей по пустыне на верблюде в сопровождении телохранителя-нубийца, кисти Рудольфа Эрнста (£80–120 тыс.).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+