18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

300 экспонатов к 130-летию Владимира Маяковского

Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916. Фото: Государственный литературный музей
Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916.
Фото: Государственный литературный музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Желтая кофта футуриста, декорации к «Мистерии-буфф», плакаты для телеграфного агентства РОСТА, кольцо Лили Брик, ручки Parker и Montblanc — Литературный музей выставил множество предметов, рассказывающих о жизни поэта

Выставка, посвященная 130-летию Владимира Маяковского, поражает крошечным пространством, в котором она располагается, явно не соответствующим масштабу его фигуры. Под нее отведен один этаж — квартира бывшего доходного дома на Зубовском бульваре, который принадлежит Государственному музею истории российской литературы им. В.И.Даля.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Музей В.В.Маяковского до сих пор закрыт на реконструкцию, и две организации объединили усилия, чтобы отметить круглую дату, выставив рекордное количество реликвий и раритетов из своих коллекций — целых 300! Плотность экспозиции создает особую ауру подлинности, тем более ценную, что Маяковский давно превратился в полумифическую фигуру из советского культурного пантеона, действительно став «облаком в штанах», и уже не в качестве поэтической метафоры, а в смысле информационного облака школьных цитат, бульварных фактов, канонических портретов. И выставка поражает прежде всего тем, что все эти шаблонные мемы вдруг оживают, оказываются документами, правдивыми свидетельствами одной выдающейся жизни.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Все знают про желтую кофту футуриста — в витрине лежит ее лоскут, не такой уж и ярко-желтый, из бумазеи. А рядом — карикатура «Футуризм в деревне». Маяковский в кофте и котелке в виде пугала на огороде. А еще его визитная карточка собственного дизайна (да, футурист раздавал визитки). Реже вспоминают, что Маяковский по образованию художник и выбрал Училище живописи, ваяния и зодчества не просто так, а потому что там не требовали бумагу о благонадежности (с этим у юного политического активиста, отсидевшего в тюрьме, было туго). В витрине мы видим рисунок углем классов училища с молодым демоническим Маяковским у мольберта — работы Льва Жегина, кубистический ускользающий образ поэта, который пытался уловить Василий Чекрыгин, многофигурную карикатуру Михаила Ле-Дантю «Поход Игоря Северянина на Берлин», где в тусовке из «Бродячей собаки» можно разглядеть Маяковского, и еще десятки рисунков, карикатур, шаржей, фотографий.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Помимо коллеги-конструктивиста Александра Родченко, его снимали пикториалист Николай Свищов-Паола и модернист Ласло Мохой-Надь, а также анонимный фотограф Охранного отделения, рисовал Давид Бурлюк, и даже Александр Дейнека создал парадный портрет Маяковского-пропагандиста. Все они представляют разные образы, как будто речь идет не об одном человеке, а по крайней мере о десятке героев.

Эту идею многоликости Маяковского и взяли за основу организаторы выставки, опираясь на его собственные определения. Куратор выставки Лариса Алексеева риторически вопрошает: «О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта или блогером-миллионником?» Конечно, и тем, и тем, и тем!

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Всего у выставки девять микроразделов: «Нахал в желтой кофте» (футуристическая эпопея), «Будетлянский силач и Новый Ной» (здесь впечатляющие эскизы самого Маяковского к «Мистерии-буфф»), «Не для денег родившийся» (роли в кино), «Человек большого РОСТА» (работа в телеграфном агентстве и рекламе) и в конце концов «Непонятный массам». Период травли поэта, закончившийся самоубийством, представлен злобными карикатурами Кукрыниксов и записочками с вопросами читателей, которые коллекционировал Маяковский, — они показывают, откуда у нас идет традиция «троллей».

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Что касается личной жизни, то романтическим хитом выставки можно считать пару колец-печаток с гравировками, заказанных Маяковским в 1918 году для себя и Лили Брик. Но этой, самой знаменитой любовной лодкой дело не ограничивается. На выставке можно найти и изображения Марии Денисовой, которой посвящено «Облако в штанах», и фото Маяковского с дочкой Патрицией, и портрет ее матери Элли Джонс. В витрине «Щен и другие» — всё про его собак и других животных. Не обойдены и простительные слабости героя: показан и чек из Парижа за запчасти к Renault, и щегольские ручки — Parker и Montblanc, и миниатюрная рулетка большого поэта.  

Государственный литературный музей
«О разных Маяковских»
До 14 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+