18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дюрер и Кранах: выставка в Твери предлагает сопоставить работы двух великих мастеров

Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного». Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного».
Фото: Тверская картинная галерея

В Тверской картинной галерее открылась выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения». Это уже седьмая по счету экспозиция в рамках программы «Большое искусство — Большой России», показывающая шедевры из частных коллекций

Выставка в Тверской картинной галерее сделана Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке правительства и министерства культуры Тверской области в рамках программы «Большое искусство — Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе состоялись художественные выставки в Твери, Плёсе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.

Проект призван показать, что, хотя выставочные связи с европейскими и американскими музеями приостановлены, запасов первоклассных произведений, хранящихся в частных коллекциях, хватит на десятки экспозиций.

Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504.  Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Выставка состоит в основном из работ из частных московских собраний. Альбрехт Дюрер превосходит количеством и главенствует в графике — по периметру зала расположены циклы «Жизнь Марии» и «Гравированные Страсти» (1508–1512), который иногда называют «Страсти на меди» (коллекция Андриана Мельникова). Над первым циклом Дюрер работал девять лет (1502–1511) и именно в нем вывел гравюру на дереве, считавшуюся чем-то примитивным и народным, на высокий уровень. Он уделяет большое внимание архитектурным элементам фона и почти в каждой работе использует систему прямой перспективы, которую, как предполагается, перенял во время своего путешествия в Италию. Серия «Жизнь Марии» является одним из самых известных творений Дюрера, которое многократно копировали. Для выставки эти оттиски предоставила галерея Андрея Дзамашвили.

Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Графическому Дюреру семья Кранахов на выставке противостоит двумя живописными работами: «Неравная пара» (не ранее 1525) Лукаса Кранаха Старшего (собрание галереи «На Патриарших») и портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии (1547), кисти Лукаса Кранаха Младшего, который является одним из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста. Работа создана в последний год правления Иоганна Фридриха, после этого правитель был низложен императором Карлом V и провел пять лет в плену. Обе картины в разные годы экспонировались в ГМИИ имени А.С.Пушкина и в Эрмитаже. «Курфюрст Саксонии» принадлежит Михаилу Перченко — обладателю одной из самых крупных коллекций старых мастеров в России.

Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525. Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525.
Фото: Тверская картинная галерея

Можно ли сравнивать двух гениев Северного Возрождения? Лукас Кранах — отец большого семейства, основатель мастерской, которая заполонила своими утонченными злотокудрыми венерами весь европейский рынок, и Альбрехт Дюрер — фактически одиночка. Дюрер не оставил потомства и не имел мастерской, но ему и так активно подражали и подделывали, даже в Италии. Несмотря на название выставки, главный ее герой — все же Дюрер и его невероятное мастерство, ведь для резцовой гравюры недопустимо даже одно неверное движение. Любые погрешности штриховки из-за «дрожания резца» заставляли гравера начинать работу заново. Кстати, по словам куратора выставки Светланы Антоновой, «итальянские мастера не понимали, что такое законченный рисунок, они не считали его отдельным произведением, и Дюрер их в этом поразил».

Экспозиция дополнена гравюрами XVI–XIX веков с видами знаковых для обоих художников городов Нюрнберга, Веймара и Венеции и портретами саксонских курфюрстов Виттенберга, во время правления которых работали мастера. Есть тут и скульптурные изображения святых Георгия и Михаила, а также редкая шкатулка из Нидерландов «Времена года» с инкрустацией перламутром, датированная 1548 годом.

Тверская картинная галерея
«Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+