18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр Помпиду намерен укорениться в Саудовской Аравии

Составной частью коллекции музея должны стать произведения ленд-арта — вроде надутых стальных скульптур, которые художница Шейха аль-Мазроу представляла в 2022 году на биеннале Desert X. Фото: Desert X
Составной частью коллекции музея должны стать произведения ленд-арта — вроде надутых стальных скульптур, которые художница Шейха аль-Мазроу представляла в 2022 году на биеннале Desert X.
Фото: Desert X
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Парижская художественная институция проявляет большой интерес к запланированному арт-проекту в арабском королевстве — одному из 15 «культурных активов», которые строятся в районе достопримечательностей Аль-Ула

Новый музей современного искусства, который должен появиться в Саудовской Аравии в огромном оазисе и будущем туристическом и арт-кластере Аль-Ула, подписал соглашение о сотрудничестве с Центром Помпиду — французский музей обязуется привозить сюда на выставки произведения из своей коллекции. Хотя, по словам британского куратора Ивоны Блазвик, арабский музей довольно активно создает и собственное собрание, в которое уже входят произведения таких художников, как Этель Аднан, Манал Аль-Доваян, Яёи Кусама, Ибрагим Эль-Салахи и Кармен Эррера.

Блазвик, прежде возглавлявшая лондонскую галерею Whitechapel, надеется организовать на новой площадке в Аль-Уле выставку работ из собрания Центра Помпиду, которые по ее задумке должны выбрать саудовские художники. «Мы сейчас ведем переговоры, обсуждаем, что Помпиду может позаимствовать из нашей коллекции, а мы — из его, — говорит она. — Все базируется на взаимной выгоде. Мы хотим и сами активно вывозить свои работы, особенно тех художников, которые планируют ретроспективы и большие выставки; наше кредо — чтобы инициатива шла от авторов».

Центр Помпиду, который с 2025 по 2030 год будет закрыт на капитальную реконструкцию, лишь один из партнеров, участвующих в новой инициативе. «Я очень хочу создать сообщество, которое по-настоящему сфокусируется на том, что происходит на „глобальном Юге“», — рассказывает Блазвик. Ее официальная должность теперь звучит как «председатель Королевской комиссии в Экспертной группе по вопросам паблик-арта в Аль-Уле». Она рассчитывает на сотрудничество, например, с Центром искусств Jameel Arts в Дубае и Художественным музеем Киран Надар в Дели. Когда новый музей будет достроен, пока неизвестно.

Соглашение с Центром Помпиду открывает возможности и для стажировок аравийских кураторов. «Мы надеемся, что Помпиду будет принимать и наставлять наших коллег либо в Париже, либо в одном из своих филиалов», — говорит Блазвик. Финансовые условия сделки между Королевской комиссией по делам Аль-Улы (RCU) — государственным культурным органом Саудовской Аравии, главой которого является фактический правитель страны, наследный принц Мухаммед ибн Салман, — и Центром Помпиду остаются конфиденциальными.

О появлении нового музея современного искусства было объявлено в мае, наряду с еще одной новой институцией, посвященной древнему торговому маршруту — Пути благовоний. Здание для первого учреждения проектирует парижский архитектор Лина Готме; второй музей взял на себя выдающийся лондонский архитектор Асиф Хан.

Халед Аззам, архитектор мастер-плана Аль-Улы под названием «Путешествие сквозь время», говорит, что эти два музея появятся первыми из 15 «культурных активов», которые создаются в рамках инициативы, рассчитанной на 15 лет. Среди них, например, Центр интерпретаций Дадан, Музей Хегра и Институт королевств.

По словам Ивоны Блазвик, в новом музее современного искусства разместится четыре коллекции. Первая, «Три моря: Красное, Аравийское и Восточное Средиземноморье», расскажет о древних цивилизациях, существовавших в Аль-Уле. Второе собрание, «Континенты», включает серию иммерсивных произведений от художников со всего света. «Коллекция пустыни» представляет собой ряд произведений ленд-арта, созданных для района Вади-Аль-Фанн, а «Коллекцию ботаники» составят постоянные сады десяти художников из разных стран.

Первое соглашение между парижским музеем и RCU было заключено еще в марте этого года. Возникло даже специальное агентство Afalula, которому поручено укреплять дружеские связи с Аль-Улой. Появилось оно благодаря межправительственному соглашению, подписанному Францией и Саудовской Аравией в 2018 году. Бюджет совместного проекта оценивается как минимум в $20 млрд.

Агентство Afalula без лишней огласки запустило целый ряд арт-программ в Аль-Уле. Инициативы направлены на поддержку стремления правительства Саудовской Аравии изменить сложившийся имидж консервативного государства.

Впрочем, журналист Ребекка Проктор, автор готовящейся к публикации книги «Искусство в Саудовской Аравии: новая креативная экономика?», полагает, что обвинения в использовании художественных произведений для отвлечения внимания мировой общественности от острых вопросов, неуместны. «Художники скажут вам, что здешняя арт-сцена не место для пропаганды, — говорит Проктор. — Да, масштабная культурная трансформация в Саудовской Аравии происходит сверху вниз, ведется силами властей. Но саудовские художники подтвердят, что ни на одной выставке, финансируемой правительством, им не указывают, что создавать или какое послание должна нести их работа». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+