18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль графики проходит на музейной набережной в Нижнем Новгороде

Франциско Инфанте-Арана. «Быть». Из серии проектов «Выстраивавание знака». 1987. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франциско Инфанте-Арана. «Быть». Из серии проектов «Выстраивавание знака». 1987.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Уильям Хогарт, Сергей Проворов, художники круга Всеволода Некрасова, книжная графика XVII–XX веков — четыре выставки, организованные Нижегородским государственным художественным музеем и Арсеналом, представляют графику на любой вкус

Второй год подряд в Нижнем Новгороде проводят Фестиваль графики, организованный участниками партнерства «Музейная набережная» — музейного кластера, объединяющего музеи Верхневолжской набережной и Нижегородского кремля.

Как и в прошлый раз, за классическое искусство отвечает Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), а за современное — Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал).

По словам автора идеи фестиваля, Анны Гор, заместителя директора ГМИИ по региональному развитию, «графика позволяет построить мост между традиционным и инновационным, между старым и новым, между художником и любителем. Графика, невзирая на все новые технологии, а может быть, в противовес им, становится важным медиа, передающим связь мозга художника и его руки». На выстраивании этих связей строится смысловая и экспозиционная логика включенных в программу фестиваля выставок.

Эрик Булатов. «Севина синева». 1979. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эрик Булатов. «Севина синева». 1979.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Открыла фестиваль выставка «Черное зеркало Уильяма Хогарта» (до 15 октября). Более сотни гравюр английского графика и живописца XVIII века из собрания Самарского областного художественного музея — детальная энциклопедия пороков. Добропорядочный гражданин и семьянин, Уильям Хогарт вдохновлял многих художников, литераторов и композиторов. Франсиско Гойя подражал его Бедламу в собственном изображении casa de locos — сумасшедшего дома, Игорь Стравинский, впечатленный его серией «Карьера мота», пишет оперу «Похождения повесы», а Дэвид Хокни создает к этой опере декорации. Неплохой мостик выстраивается через поколения. Хогарт изобрел свой способ визуального нарратива, который превращает графику в литературное произведение, а зрителя — в читателя.

Тесная связь текста и изображения отражена еще на одной выставке фестиваля — «Линия движется по бумаге и исчезает в лесу» (с 6 сентября по 26 ноября), где будут представлены ранние работы участника нижегородской арт-группы «Провмыза» Сергея Проворова. Это более 60 графических листов, выполненных в экспериментальных, авторских техниках, а также первые видеоработы, которые никогда ранее не экспонировались. Сокуратором выставки выступит Галина Мызникова, второй участник дуэта «Пров­мыза». Авторы предложат зрителю заменить процесс чтения поэтических текстов процессом рассматривания. «Этот процессуальный характер отражается и в самой работе художника с графикой. Зритель не просто видит результат исследования различных способов механического воздействия на материал, но становится свидетелем некоторого события или наблюдает фиксацию совершённого действия», — так комментирует концепцию начальник выставочного отдела Арсенала, сокуратор выставки Дарья Ткачева.

Эрик Булатов. «Там там а там и дом». 1998. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эрик Булатов. «Там там а там и дом». 1998.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Еще один проект Арсенала — выставка «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова» (до 26 ноября) — представляет графику художников-нонконформистов из коллекции теоретика московского концептуализма из собрания ГМИИ. И снова здесь возникает тема взаимосвязи слова и изображения. Заглавная картина Эрика Булатова «Живу. Вижу», которая дала название выставке, родилась из одноименного текста Всеволода Некрасова (1934–2009). Экспозиция состоит из трех разделов. Первый посвящен художникам Лианозовской группы. Здесь графика Евгения и Валентины Кропивницких, работы тушью Оскара Рабина, абстрактные опыты Лидии Мастерковой и композиции с игральными картами Владимира Немухина. Во втором разделе — произведения художников концептуального направления, близких друзей Некрасова — Эрика Булатова и Олега Васильева. Третий раздел знакомит с фотографическими работами Франциско Инфанте-Араны и графикой Михаила Рогинского.

Олег Васильев. Из цикла «Стихи Всеволода Некрасова». «[Жизнь / прекрасна // так просто // жизнь / прекрасна // стихи Некрасова // все / не так просто"]». 1991. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Олег Васильев. Из цикла «Стихи Всеволода Некрасова». «[Жизнь / прекрасна // так просто // жизнь / прекрасна // стихи Некрасова // все / не так просто"]». 1991.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

И завершится II Фестиваль графики выставкой «Легкое чтение» (с 3 ноября по 24 декабря), где будет показана иллюстративная графика из запасников НГХМ и музея «Новый Иерусалим». Это и популярные иллюстрированные издания ХVII–XIX веков, и отдельные листы из лицевых Библий, таких как Библия Пискатора, и работы Василия Кореня и Мартина Нехорошевского, и русские народные картинки, выполненные в гравюре и литографии на сказочные сюжеты, и лубочные книжки. Наряду с ними можно будет увидеть произведения Юрия Васнецова, Татьяны Мавриной, Бориса Малинковского и Евгения Рачева, работы которых давно стали частью золотого фонда отечественной иллюстрации.  

Музейная набережная
«II Фестиваль графики»
До 24 декабря

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+