18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деньги любят тишину — но на выставке «На вес золота» они рассказывают истории

Монета с профилем Александра Македонского. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета с профилем Александра Македонского.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £300? На этот и другие не менее животрепещущие вопросы ответят экспонаты выставки в Музее Международного нумизматического клуба

Выставки в Музее Международного нумизматического клуба неизменно подтверждают мысль его организаторов, что на примере монет можно рассказать абсолютно любую историю. Проект «На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи» рассказывает, сколько стоили различные продукты и услуги в древних государствах, каков был прожиточный минимум в разные эпохи, какие профессии считались самыми высокооплачиваемыми и на что их представители тратили свои сбережения. Чтобы наглядно продемонстрировать современному человеку стоимость денег других эпох, в музее опирались на исследования российского экономиста Якова Миркина, сравнившего древние и текущие «курсы валют».

В Древней Греции самой мелкой монетой была лепта. Две лепты — халк, шесть халков — обол, шесть оболов — драхма. Буханка пшеничного хлеба в Греции IV века до н.э. стоила 1 обол, это около 130–140 руб. Ремесленник получал примерно одну драхму в день, квалифицированный рабочий — две. Владелец золотой тетрадрахмы с профилем Александра Македонского мог купить пару обуви попроще (обычная цена 6–8 драхм) — или два кувшина вина и ходить босым (тоже вариант).

Эпоха Древнего Рима была отмечена сверхконцентрацией денег, даже в период республики, не говоря уже об императорском периоде. Проигравший на выборах консулов Луций Сергий Катилина в I веке до н.э. завистливо обвинял знать: «Они покупают картины, статуи, вазы, украшенные гравировкой, ломают еще новые дома и строят другие, наконец всеми средствами расточают и тратят свои деньги, и все-таки не могут победить необузданной расточительностью своего богатства».

На арабском Востоке, в Ираке и в Египте, был уди­вительный период, когда почти пять веков (с середины VIII до середины XIII столетия) цена пшеницы была почти неизменна: 1 центнер зерна стоил 2–3 г золота. Одним из самых стабильных и распространенных средств расчета был фатимидский динар, который чеканился из чистейшего золота и весил 4,1–4,2 г. В целом месячный рацион взрослого мужчины (хлеб, масло, бобовые и овощи, финики или виноград и чуточка мяса) обходился в полдинара.

Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Яркая примета Викторианской эпохи, известная нам по романам Чарльза Диккенса, рассказам Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе и приключенческим повестям Роберта Льюиса Стивенсона, — герой, который живет на годовой доход с капитала, небольшой, но позволяющий не заботиться о хлебе насущном. Для этого джентльмену, в меру легкомысленному, достаточно было £300 в год. «Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £400?» — тем не менее восклицает герой «Клуба само­убийц» Стивенсона. Ему отвечает строгий профиль королевы Виктории на полукроне 1887 года в витрине.

Россию и Британию рубежа XIX–XX веков роднит низкий уровень дохода рабочих. Известно, что ткачи иваново-вознесенской фабрики получали примерно 12–15 руб. в месяц, из них 6,5 руб. уходило на еду и 1 руб. — на жилье. Сравните с вашими текущими тратами.

Так что, хоть экономика и повседневная жизнь древних греков и римлян, англичан Викторианской эпохи, русских помещиков и крестьян и отличались, заботы и тревоги были всегда одни: откуда взять денег и на что их потратить?  

Музей Международного нумизматического клуба
«На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
Об итальянской живописи XVII века рассказывает специалист из числа самых компетентных — искусствовед Виктория Маркова. И не просто рассказывает, а объясняет глубинные принципы и стилистические особенности этого искусства
15.03.2024
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+