18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деньги любят тишину — но на выставке «На вес золота» они рассказывают истории

Монета с профилем Александра Македонского. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета с профилем Александра Македонского.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £300? На этот и другие не менее животрепещущие вопросы ответят экспонаты выставки в Музее Международного нумизматического клуба

Выставки в Музее Международного нумизматического клуба неизменно подтверждают мысль его организаторов, что на примере монет можно рассказать абсолютно любую историю. Проект «На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи» рассказывает, сколько стоили различные продукты и услуги в древних государствах, каков был прожиточный минимум в разные эпохи, какие профессии считались самыми высокооплачиваемыми и на что их представители тратили свои сбережения. Чтобы наглядно продемонстрировать современному человеку стоимость денег других эпох, в музее опирались на исследования российского экономиста Якова Миркина, сравнившего древние и текущие «курсы валют».

В Древней Греции самой мелкой монетой была лепта. Две лепты — халк, шесть халков — обол, шесть оболов — драхма. Буханка пшеничного хлеба в Греции IV века до н.э. стоила 1 обол, это около 130–140 руб. Ремесленник получал примерно одну драхму в день, квалифицированный рабочий — две. Владелец золотой тетрадрахмы с профилем Александра Македонского мог купить пару обуви попроще (обычная цена 6–8 драхм) — или два кувшина вина и ходить босым (тоже вариант).

Эпоха Древнего Рима была отмечена сверхконцентрацией денег, даже в период республики, не говоря уже об императорском периоде. Проигравший на выборах консулов Луций Сергий Катилина в I веке до н.э. завистливо обвинял знать: «Они покупают картины, статуи, вазы, украшенные гравировкой, ломают еще новые дома и строят другие, наконец всеми средствами расточают и тратят свои деньги, и все-таки не могут победить необузданной расточительностью своего богатства».

На арабском Востоке, в Ираке и в Египте, был уди­вительный период, когда почти пять веков (с середины VIII до середины XIII столетия) цена пшеницы была почти неизменна: 1 центнер зерна стоил 2–3 г золота. Одним из самых стабильных и распространенных средств расчета был фатимидский динар, который чеканился из чистейшего золота и весил 4,1–4,2 г. В целом месячный рацион взрослого мужчины (хлеб, масло, бобовые и овощи, финики или виноград и чуточка мяса) обходился в полдинара.

Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Яркая примета Викторианской эпохи, известная нам по романам Чарльза Диккенса, рассказам Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе и приключенческим повестям Роберта Льюиса Стивенсона, — герой, который живет на годовой доход с капитала, небольшой, но позволяющий не заботиться о хлебе насущном. Для этого джентльмену, в меру легкомысленному, достаточно было £300 в год. «Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £400?» — тем не менее восклицает герой «Клуба само­убийц» Стивенсона. Ему отвечает строгий профиль королевы Виктории на полукроне 1887 года в витрине.

Россию и Британию рубежа XIX–XX веков роднит низкий уровень дохода рабочих. Известно, что ткачи иваново-вознесенской фабрики получали примерно 12–15 руб. в месяц, из них 6,5 руб. уходило на еду и 1 руб. — на жилье. Сравните с вашими текущими тратами.

Так что, хоть экономика и повседневная жизнь древних греков и римлян, англичан Викторианской эпохи, русских помещиков и крестьян и отличались, заботы и тревоги были всегда одни: откуда взять денег и на что их потратить?  

Музей Международного нумизматического клуба
«На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+