18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Седов: «Мы всегда были открыты — и на Восток, и на Юг, и на Север»

Генеральный директор Музея Востока Александр Седов. Фото: Дмитрий Терновой
Генеральный директор Музея Востока Александр Седов.
Фото: Дмитрий Терновой
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В октябре Музей Востока отмечает 105 лет со дня основания. Его генеральный директор рассказал The Art Newspaper Russia о том, какие коллекции хранит музей, что выставляет в своих залах, а также о будущем музее Африки

Что хранит музей? Что стоит за названием «Музей Востока»?

Музей Востока собирает все, что не относится к западному и североамериканскому искусству (хотя очень небольшая коллекция, десять предметов, американской станковой живописи первой половины XX века у нас все же имеется). У нас есть коллекции от Чукотки до Южной Африки и от Японии до Марокко. Включая острова Тихоокеанского региона. Есть небольшие коллекции из Южной Америки (несколько предметов инкской культуры), кое-что с острова Пасхи.

За 105 лет существования музея в него передавали все, что не относится к западному миру. Он получал отдельные вещи и целые коллекции из Музейного фонда, созданного сразу после революции, из национализированных особняков и антикварных лавок. Многое покупалось. Так, в 1918 году за 50 тыс. руб. у Константина Федоровича Некрасова была приобретена коллекция персидских фаянсов, изразцов, рукописей и миниатюр, и поныне составляющая гордость нашего собрания. Нам передавались непрофильные коллекции из других музеев. Например, из музея Дмитрия Бурылина, иваново-вознесенского мецената, коллекционера и просветителя, перешла восточная часть его коллекции, а из музея-усадьбы «Остафьево» — предметы восточного искусства, собранные поэтом Петром Андреевичем Вяземским и его сыном Павлом. Только что мы открыли там совместную выставку.

ДОСЬЕ
Александр Седов
Генеральный директор Музея Востока

1972–2006 работал в Институте востоковедения Академии наук, участвовал в археологических экспедициях
С 2006 возглавляет Государственный музей искусства народов Востока
Доктор исторических наук, член редколлегий отечественных и зарубежных академических журналов, автор более 160 научных работ

Еще…

Как коллекция пополняется сейчас?

С 1926 года музей организует археологические экспедиции, и до 1991 года практически все найденные при раскопках предметы поступали в наш музей. Сейчас, к сожалению, практика несколько другая, но мы сохранили наши экспедиции на Северном Кавказе и на Чукотке, и они продолжают пополнять наши коллекции. Получаем мы материалы раскопок и из экспедиций других научных учреждений.

Жак Зигома. «Возвращение с поля». Начало 1970-х.  Фото: Музей Востока
Жак Зигома. «Возвращение с поля». Начало 1970-х.
Фото: Музей Востока

До самого недавнего времени сохранялись у нас научно-собирательские экспедиции. Буквально несколько лет назад наши сотрудники побывали в Тыве и приобрели прекрасные образцы народного искусства, существенно обогатив наши центральноазиатские коллекции. К сожалению, как и многое в нашей жизни, сейчас подобные предприятия сильно зависят от финансирования.

И наконец, с первых лет существования музея и по сей день его собрание пополняется дарами.

Наверное, особняк Луниных на Никитском бульваре, где сейчас основное здание музея, вам уже мал?

Мал — не то слово. Музею места никогда не было достаточно. Когда-то он располагался в относительно небольшом здании церкви Ильи Пророка на Воронцовом Поле. Там были и фонды, и административные помещения, и постоянная экспозиция, и залы временных выставок, и реставрационные мастерские… Потом мы получили это здание — городскую усадьбу XIX века на Никитском бульваре, дом Лунина. Храм вернули патриархии, взамен получили павильон на ВДНХ (павильон № 13, бывший павильон Армянской ССР, позже — «Здравоохранение». — TANR). Еще один павильон арендовали (сейчас в нем расположены наши реставрационные мастерские). И все равно места не хватает.

Церемониальный предмет Общества Коре-Дуга в виде стилизованной лошади. Республика Мали. Конец XX в. Фото: Музей Востока
Церемониальный предмет Общества Коре-Дуга в виде стилизованной лошади. Республика Мали. Конец XX в.
Фото: Музей Востока

Недавно Третьяковская галерея отказалась от выставок в павильоне № 1 на ВДНХ, который не устроил ее по климатическим условиям. Насколько удобна вам площадка на ВДНХ?

Музейный климат мы организовали. Там были проблемы, но министерство пошло нам навстречу, выделило дополнительные средства, и сейчас температурно-влажностный режим полностью соответствует музейным нормам.

Помимо хранения, в 13-м павильоне мы смогли организовать и две экспозиции. Одна — по типу открытого хранения: в больших витринах выставлена часть наших фондов. Во втором зале павильона организована экспозиция произведений Николая и Святослава Рерихов «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего». Наше рериховское собрание существенно пополнилось предметами из Советского фонда Рерихов, и на ВДНХ мы сейчас выставляем несколько сот произведений и мемориальных вещей этих выдающихся русских художников. Никогда прежде мы не могли показать так много. Посещаемость музея выросла почти в два раза с открытием этой экспозиции.

Музей Рерихов так и останется на ВДНХ?

Нет, это его временное пристанище, он вернется в усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая сейчас в ведении Музея Востока. Усадьбу ждет реставрация, дорогая и длительная. Собственно, это и было причиной переезда и открытия экспозиции Рерихов на ВДНХ.

Марионетка в виде девушки Npogotigi. Бамако, Республика Мали. 1950-е. Фото: Музей Востока
Марионетка в виде девушки Npogotigi. Бамако, Республика Мали. 1950-е.
Фото: Музей Востока

Недавно вы получили еще одно здание и еще одно направление работы: вам поручено организовать музей Африки в бывшем здании ГЦСИ на Зоологической улице.

Вы начинаете с конца. А начало было в 2019 году, когда после первого саммита Россия — Африка, состоявшегося в Сочи, был дан ряд поручений, среди которых — задание Министерству иностранных дел и Министерству культуры проработать вопрос о создании музея культуры стран Африки на базе Музея Востока. Из всех московских музеев мы единственные, кто имеет небольшую, но достаточно представительную коллекцию африканского искусства. Причем всей Африки: и Северной, и Тропической. Всего около 2 тыс. предметов, попавших в музей разными путями. Даже есть предмет из коллекции Сергея Щукина. Важно отметить, что в составе нашей коллекции нет ни одного предмета, история появления которого в музее была бы напрямую связана с событиями колониальной истории Африки. Основа коллекции сформирована дарами дипломатических представителей африканских стран после обретения ими независимости и официальными закупками. Неоднократно по запросу Министерства культуры мы подтверждали возможность и необходимость создания такого музея. Но было два вопроса: где и на какие деньги?

В преддверии второго саммита Россия — Африка, который только что состоялся в Петербурге, усилия были активизированы. Было принято решение о выделении для музея Африки здания ГЦСИ на Зоологической, которое около семи лет стояло неиспользуемым. Конечно, там крыша протекает, лифты не работают, но его можно привести в порядок, и требуются для этого относительно небольшие средства.

Ондонго Н. «Женщины». 1960-е. Фото: Музей Востока
Ондонго Н. «Женщины». 1960-е.
Фото: Музей Востока

Сейчас мы оформили это здание в оперативное управление, решается вопрос с земельным участком. Наши соседи — дом художника Василия Поленова, теперь филиал Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова. Будем с ними «размежевываться» (любимая российская забава — делить землю). Как только откроется финансирование, приступим к работе. У нас уже есть почти готовый проект приспособления здания под наши нужды и даже примерная смета. Здание хорошее, удобное, надо лишь привести его в порядок и немного переустроить первый этаж.

Наверное, мы не сможем в нем создать музей в традиционном понимании. Думаю, это будет некое соединение экспозиции и общественного пространства. Сейчас мы работаем над его концепцией.

Насколько Музей Востока вовлечен в крупные выставочные проекты внутри и вовне России?

Наша выставочная программа всегда была разнообразной и богатой. Мы всегда были открыты — и на Восток, и на Юг, и на Север. Мы не были повернуты на Запад: из-за специфики музея нам сложно устраивать выставки в Европе, потому что там всегда было востребовано что-то связанное с русским искусством, а нашу коллекцию, хоть у нас и есть, конечно, очень неплохие вещи русских художников, работавших на Востоке, не сравнить с коллекцией Третьяковки или Русского музея. Какой смысл везти во Францию предметы китайского искусства из Москвы, когда они могут их получить из Пекина? В силу этого наши выставочные проекты всегда были больше ориентированы на российские регионы.

Однако контакты с зарубежными коллегами существовали, и особенно они активизировались в последнее время, в первую очередь благодаря энтузиазму наших китайских парт­неров. Но пандемия резко затормозила этот процесс. До сих пор у нас практически все зарубежные проекты — в интернете.

Марионетка в виде головы гиены. Мастерская Кулибали. Бамако, Республика Мали. 1960-е. Фото: Музей Востока
Марионетка в виде головы гиены. Мастерская Кулибали. Бамако, Республика Мали. 1960-е.
Фото: Музей Востока

Расскажите о ближайших планах музея.

Четырнадцатого сентября в основном здании на Никитском бульваре откроется выставка «Восточный базар», в которой мы попытаемся показать, как символ восточного изобилия и, если хотите, сформировавшейся специфической субкультуры нашел свое отражение в живописи и графике. В выставку включены классики ХХ века, работавшие на Востоке, такие как Павел Беньков, Александр Волков, Михаил Курзин, и современные художники.

В конце года планируется выставка про Афанасия Никитина и его «Хожение за три моря». Так мы хотим отметить 555 лет с тех пор, как тверской купец, автор знаменитых путевых записок, двинулся в Персию и Индию. Попытаемся проследить его путь и показать, что он мог там увидеть, чему поразиться, какие монеты были у него в кошельке. В выставке участвуют и другие музеи: Исторический музей, Музей Международного нумизматического клуба, Музей кино, который дает нам материалы к знаменитому советско-индийскому фильму 1958 года, где роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов. Спонсорскую помощь в реализации проекта нам оказывает фонд «История Отечества».

Начали работу по подготовке к празднованию двойного юбилея следующего года — 150-летия со дня рождения Николая Рериха и 120-летия со дня рождения его сына Святослава. Мы участвуем в выставке в Третьяковской галерее, которая открывается в этом году, организуем большую выставку из наших фондов в Барнауле, предоставляем экспонаты на выставку в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов, планируем участие в большом выставочном проекте в Государственном Эрмитаже, в Главном штабе. 

Материалы по теме:
Что нам Африка?
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+