18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два

Алексей Боголюбов. «Савона». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Савона».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Выйти из тени Айвазовского — задача практически невыполнимая. И тем не менее организаторы выставки в Третьяковской галерее постарались сделать все, чтобы публика оценила второго по значимости мариниста России

На вопрос, кого в России следует считать художником-маринистом № 1, любой школьник без запинки ответит: «Айвазовского». Примерно так же обстояло и в XIX веке: затмить славу Ивана Айвазовского не мог никто. И все-таки имелась тогда фигура, с ним сопоставимая. Сегодняшний школьник на вопрос про «мариниста № 2», скорее всего, и не ответит, а вот воспитанник классической гимназии наверняка сказал бы: «Боголюбов».

Алексей Боголюбов. «Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1861. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1861.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В отличие от Айвазовского, родившегося и выросшего в Феодосии, Алексей Боголюбов (1824–1896) в раннем детстве морем не дышал, поскольку жил в отцовском поместье в Новгородской губернии. Любовь к водной стихии оказалась благоприобретенной: отроком он был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге. Получив звание мичмана, приступил к службе и даже участвовал в походе на Мадейру. Однако искусство влекло сильнее флотской карьеры, и в 26 лет он был принят в Императорскую академию художеств. Насчет специализации сомнений не возникало: морской пейзаж.

Алексей Боголюбов. «Трепор. Нормандия». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Трепор. Нормандия».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Жанр этот довольно свое­образен — хотя бы в том смысле, что он может быть как самоценным, самодостаточным, так и подчиненным, используемым в тех или иных сюжетных целях. Например, для формирования «сценических декораций» при изображении морских битв. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя. Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова.

Алексей Боголюбов. «Зима в Париже». Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Зима в Париже». Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Среди наших пейзажистов он был тогда самым европейски ориентированным, — говорит Светлана Усачева, куратор персональной выставки художника, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. — Начиная со своей пенсионерской поездки 1850-х годов и позднее, живя в Париже, поддерживал знакомство с известными пейзажистами, в том числе с барбизонцами. Для него Коро, Добиньи, Руссо, Тройон были не просто образцами, но живыми людьми, с которыми он много общался».

Алексей Боголюбов. «В окрестностях Парижа. Экуан». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «В окрестностях Парижа. Экуан».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Для фиксации этого обстоятельства в экспозицию включен раздел с произведениями барбизонцев, а также работами швейцарца Александра Калама и представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, к чьим советам Боголюбов в свое время прислушивался. Такой вклад внесли в проект Эрмитаж и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Наследие самого Боголюбова позаимствовано из других институций, прежде всего из Русского музея и Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева (его основателем как раз и был главный герой выставки, еще в конце XIX века добившийся того, чтобы учреждение носило имя его родного деда, крамольного литератора). «В Третьяковской галерее работ Боголюбова немного, но мы выступаем в роли аккумуляционного центра», — поясняет Светлана Усачева.

Алексей Боголюбов. «Золотой Рог в Константинополе». 1864. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Золотой Рог в Константинополе». 1864.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Упомянутая батальная живопись представлена одним большим полотном «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» из Русского музея, поскольку основной держатель такого рода произведений, Центральный военно-морской музей, участвует в проекте лишь заочно — иллюстрациями в каталоге. Зато мирные пейзажи (отнюдь не только морские) фигурируют в залах Инженерного корпуса во всем разнообразии. «Значительную часть его наследия составляют этюды, — говорит куратор. — В этом формате он чувствовал себя абсолютно свободным, в отличие от официальных заказов». Суммарно, вместе с графикой, здесь набралось около 150 экспонатов.

Алексей Боголюбов. «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». Государственный Русский музей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». Государственный Русский музей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Когда в 2016 году Третьяковка отмечала ретроспективой приближающееся 200-летие Айвазовского, посещаемость ее достигла рекордных для музея 600 тыс. человек. Маловероятно, что юбилейная выставка Боголюбова вызовет сходный ажиотаж. Но стоит осознавать, что этого живописца современная публика по-настоящему так для себя и не открыла. Для оптимизма добавим слово «пока».  

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
До 21 января

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+