18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два

Алексей Боголюбов. «Савона». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Савона».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Выйти из тени Айвазовского — задача практически невыполнимая. И тем не менее организаторы выставки в Третьяковской галерее постарались сделать все, чтобы публика оценила второго по значимости мариниста России

На вопрос, кого в России следует считать художником-маринистом № 1, любой школьник без запинки ответит: «Айвазовского». Примерно так же обстояло и в XIX веке: затмить славу Ивана Айвазовского не мог никто. И все-таки имелась тогда фигура, с ним сопоставимая. Сегодняшний школьник на вопрос про «мариниста № 2», скорее всего, и не ответит, а вот воспитанник классической гимназии наверняка сказал бы: «Боголюбов».

Алексей Боголюбов. «Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1861. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1861.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В отличие от Айвазовского, родившегося и выросшего в Феодосии, Алексей Боголюбов (1824–1896) в раннем детстве морем не дышал, поскольку жил в отцовском поместье в Новгородской губернии. Любовь к водной стихии оказалась благоприобретенной: отроком он был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге. Получив звание мичмана, приступил к службе и даже участвовал в походе на Мадейру. Однако искусство влекло сильнее флотской карьеры, и в 26 лет он был принят в Императорскую академию художеств. Насчет специализации сомнений не возникало: морской пейзаж.

Алексей Боголюбов. «Трепор. Нормандия». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Трепор. Нормандия».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Жанр этот довольно свое­образен — хотя бы в том смысле, что он может быть как самоценным, самодостаточным, так и подчиненным, используемым в тех или иных сюжетных целях. Например, для формирования «сценических декораций» при изображении морских битв. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя. Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова.

Алексей Боголюбов. «Зима в Париже». Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Зима в Париже». Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Среди наших пейзажистов он был тогда самым европейски ориентированным, — говорит Светлана Усачева, куратор персональной выставки художника, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. — Начиная со своей пенсионерской поездки 1850-х годов и позднее, живя в Париже, поддерживал знакомство с известными пейзажистами, в том числе с барбизонцами. Для него Коро, Добиньи, Руссо, Тройон были не просто образцами, но живыми людьми, с которыми он много общался».

Алексей Боголюбов. «В окрестностях Парижа. Экуан». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «В окрестностях Парижа. Экуан».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Для фиксации этого обстоятельства в экспозицию включен раздел с произведениями барбизонцев, а также работами швейцарца Александра Калама и представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, к чьим советам Боголюбов в свое время прислушивался. Такой вклад внесли в проект Эрмитаж и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Наследие самого Боголюбова позаимствовано из других институций, прежде всего из Русского музея и Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева (его основателем как раз и был главный герой выставки, еще в конце XIX века добившийся того, чтобы учреждение носило имя его родного деда, крамольного литератора). «В Третьяковской галерее работ Боголюбова немного, но мы выступаем в роли аккумуляционного центра», — поясняет Светлана Усачева.

Алексей Боголюбов. «Золотой Рог в Константинополе». 1864. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Золотой Рог в Константинополе». 1864.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Упомянутая батальная живопись представлена одним большим полотном «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» из Русского музея, поскольку основной держатель такого рода произведений, Центральный военно-морской музей, участвует в проекте лишь заочно — иллюстрациями в каталоге. Зато мирные пейзажи (отнюдь не только морские) фигурируют в залах Инженерного корпуса во всем разнообразии. «Значительную часть его наследия составляют этюды, — говорит куратор. — В этом формате он чувствовал себя абсолютно свободным, в отличие от официальных заказов». Суммарно, вместе с графикой, здесь набралось около 150 экспонатов.

Алексей Боголюбов. «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». Государственный Русский музей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Боголюбов. «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». Государственный Русский музей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Когда в 2016 году Третьяковка отмечала ретроспективой приближающееся 200-летие Айвазовского, посещаемость ее достигла рекордных для музея 600 тыс. человек. Маловероятно, что юбилейная выставка Боголюбова вызовет сходный ажиотаж. Но стоит осознавать, что этого живописца современная публика по-настоящему так для себя и не открыла. Для оптимизма добавим слово «пока».  

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
До 21 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+