18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Украденного ван Гога вернули в музей в сумке IKEA

Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г. Фото: Arthur Brand, Amsterdam
Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г.
Фото: Arthur Brand, Amsterdam

Возвращению картины, которая была украдена в 2020 году из закрытого во время пандемии музея, содействовал арт-детектив

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея, обедал в амстердамском кафе, когда раздался телефонный звонок. Это был арт-детектив Артур Бранд с, казалось бы, обыденным сообщением: «Вы можете прийти».

Пульс Блюма участился, так как далее последовала долгожданная новость о возвращении гронингенской картины Винсента ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884), которая временно экспонировалась в городе Ларен и 30 марта 2020 года была украдена из закрывшегося на карантин музея Сингер Ларен.

В апреле 2021 года нидерландская полиция арестовала Нильса М., позже приговоренного к восьми годам тюремного заключения за кражу ван Гога, а также картины Франса Халса. «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626) Халса были украдены из Музея хофье ван Мевроу ван Арден в Лердаме 26 августа 2020 года, через пять месяцев после исчезновения работы ван Гога.

Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г. Фото: Singer Laren
Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г.
Фото: Singer Laren

В начале сентября нынешнего года Артур Бранд, весьма успешный специалист по розыску произведений искусства, уже давно шедший по следу, пригласил Андреаса Блюма приехать в Амстердам. В условленный день директор музея сидел в кафе в ожидании звонка от детектива, у которого была назначена встреча с посредником, хранившим у себя украденное полотно. После его ухода Бранд, прежде чем сделать звонок, быстро осмотрел холст, чтобы убедиться в том, что это именно ван Гог. Через несколько минут пришел директор Гронингенского музея. Он взял картину в руки, перевернул ее, чтобы осмотреть оборотную сторону, и с облегчением выдохнул: «Да, вот и все».

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея. Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum
Андреас Блюм, директор Гронингенского музея.
Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum

Блюм в 1993–2005 годах работал в Музее ван Гога, поэтому хорошо знает творчество художника, и характерные выставочные этикетки были на месте. В квартире Бранда лежала большая синяя сумка IKEA, в которой картину передали, а также подушка, которой неумело попытались защитить хрупкое произведение искусства.

Поиски арт-детектива были организованы совместно с отделом по борьбе с преступлениями в сфере искусства полиции Нидерландов. Предполагается, что полицейские находились в квартире Бранда и вокруг, когда посредник подошел к его порогу. Однако источник в полиции утверждает, что они его не опознали и не разговаривали с ним.

Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Бранд рассказал The Art Newspaper, что, насколько ему известно, никакого вознаграждения выплачено не было. Он говорит, что «понятия не имеет», где был ван Гог; его задача заключалась в том, чтобы побудить посредника вернуть полотно. Вероятно, это было сделано по нескольким причинам: от хранения картины было мало толку, человек сожалел, что ее забрали из публичной коллекции, и он, вероятно, испытывал не самые добрые чувства по отношению к вору. Посредник спросил, куда следует доставить картину, на что Бранд ответил, что лучше всего принести ее к нему домой.

Подтвердив подлинность произведения, Блюм позвонил руководителю отдела реставрации Музея ван Гога и сказал, что скоро доставит холст для оценки его состояния. Осмотр показал, что на картине имеются трещины. Все можно поправить, хотя одну трещину по центру внизу (чуть ниже фигуры женщины) придется заретушировать, чтобы замаскировать повреждения. Но, учитывая все обстоятельства, работа сохранилась на удивление хорошо.

Винсент ван Гог.  «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Картина была застрахована на €2,5 млн, которые страховая компания выплатила Гронингенскому музею в прошлом году. Таким образом, теперь она принадлежит страховщикам. Музей имеет право выкупить ван Гога за эту сумму, что он и сделает. Вероятно, это произойдет осенью, после того как будут улажены все формальности и согласованы договоренности об оплате. После реставрации «Пасторский сад в Нюэнене весной» снова будет выставлен на публичное обозрение. Украденный Халс до сих пор не найден.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+