18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Боги и танцы Амазонии: Биеннале в Сан-Паулу критикует расизм и негативное воздействие человека на окружающую среду

Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу, открывшаяся в 35-й раз, называется «Хореографии невозможного» и танцует вокруг острых тем

Биеннале в Сан-Паулу, вторая старейшая в мире после Венецианской, главный художественный смотр Южной Америки, была основана в 1951 году бразильским промышленником Чиччиллу Матараззу спустя всего несколько лет после открытия в 1947 году Музея искусств Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (MASP), первого в стране музея современного искусства. В 35-м выпуске биеннале, которая проходит под названием «Хореографии невозможного», танец рассматривается как отправная точка для решения проблем деколонизации, защиты окружающей среды и сопротивления репрессивным политическим структурам.

Впервые в истории биеннале основное внимание уделяется художникам так называемого глобального Юга. Выставка включает более 1 тыс. работ 121 автора, из которых более 80% — цветные. В состав кураторской группы входят бразильский куратор Диана Лима, португальская художница и писательница Града Киломба, бразильский куратор и антрополог Элиу Менезес и испанский художник и куратор Мануэль Борха-Вильель, бывший директор Центра искусства королевы Софии в Мадриде.

«Наша цель состояла в том, чтобы создать биеннале, свободную от категорий и ограничивающих структур, выходящую за рамки географических и геополитических понятий, — пишут кураторы в совместном заявлении. — Мы выбрали децентрализованную систему, сознательно предпочитая не иметь главного куратора и тем самым растворяя иерархические структуры и способствуя равному вкладу всех участников. Мы придерживались этого принципа и при отборе художников».

Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

«Разнообразие возникло естественным образом — не как преднамеренное усилие, а как отражение многогранной природы нашего современного художественного ландшафта. Мы не обращали внимания на отдельные национальности, признавая, что сама концепция национальности может быть продуктом колониальных и устаревших категорий», — добавляют кураторы.

Выставка открывается несколькими произведениями, созданными специально для биеннале, в том числе кинетической инсталляцией Mimenekenu É Lá Tempo (2023) франко-бразильской художницы Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име, верховного жреца религии кандомбле. Работа, состоящая из серии колеблющихся шестов, видеоинсталляций туманных облаков и керамических следов, напоминает ритуальный танец в честь «ориша», божества, связанного с воздухом и ветром. Как и эта работа, некоторые из самых ярких произведений, хотя и потенциально эзотерических для иностранной аудитории, рассматривают переплетение Африки и Бразилии через призму кандомбле и других культов африканских диаспор, которые сформировались в Бразилии, когда порабощенные африканцы — большинство из них происходило из племен йоруба, банту и гбе — начали соединять свои верования с католицизмом португальских колонистов.

Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Кандомбле широко практиковалась в Бразилии с XIX века, но была официально признана только в 1976 году, и ее адепты долгое время сталкивались с преследованиями. Серия 16-миллиметровых фильмов американской танцовщицы и антрополога Кэтрин Данэм, таких как «Шанго» (1947) и «Прачка» (1956), запечатлела церемонии кандомбле в те десятилетия, когда эта практика была запрещена, показывая посвященных разного расового происхождения, исполняющих ритуальные танцы. Бразильский художник Даниель Ли объединяет визуальные элементы духовного центра кандомбле с элементами буддийских и католических ритуальных пространств и культа умбанды в Outres (2023) — инсталляции из органических материалов вроде спор грибов, которые будут прорастать во время работы выставки, и текстиля, вплетенного в колонны павильона биеннале. Эта работа представляет собой монументальное расширение инсталляции Ли «Безымянные сущности», созданной им в 2022 году в Новом музее в Нью-Йорке. На выставке также демонстрируются видео бразильского художника Луиса де Абреу, такие как «Черная мода» (2006) и «Самба ду криолу дойду» (2004), критикующие миф о расовой демократии в Бразилии, изображая танцевальные представления с преимущественно обнаженными артистами, призванными символизировать стереотипные и расистские ожидания в отношении художественного репертуара чернокожих бразильцев.

Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Roseane Yariana Yanomami
Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Roseane Yariana Yanomami

Несколько других работ исследуют движение в духовном и природном мирах с точки зрения коренных народов Южной Америки, размышляя о состоянии Амазонки, поскольку администрация нынешнего президента Лулы прилагает значительные усилия по борьбе с вырубкой лесов, незаконной добычей полезных ископаемых и посягательством на земли индейцев. За несколько дней до открытия выставки федеральное правительство объявило об уничтожении более 300 нелегальных шахтерских плотов в ходе крупнейшей на сегодняшний день подобной операции в штате Амазонас, родине яномами, коренного народа, практически уничтоженного, когда на их землях в 1940-х годах было обнаружено золото.

Фильм Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина») (2023) представляет собой поэтический документ о племенах яномами. Это наблюдение за приготовлением галлюциногенного нюхательного табака якоана и другими традициями, сохранившимися со времени первого контакта яномами с христианскими миссионерами в 1910-х годах. Серия альбомов автора из числа коренных народов — Габриела дус Сантус Жентила, шамана и активиста из племени тукано — также рассматривает вопрос сохранения древних знаний из Амазонии, включая убедительные рисунки и тексты, документирующие космологию тукано.

Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Другие работы исследуют эту тему через более абстрактный подход, как, например, серия бразильской художницы Сонии Гомес, которая переплетает найденные или подаренные ткани в лирические скульптуры, вдохновленные динамизмом бразильского танца. Еще одним заметным экспонатом на выставке является «Темплу ди Ошала» (1977) бразильского художника Рубена Валентина — инсталляция, состоящая из 20 белых скульптур, ритмом своих геометрических контуров напоминающая литургические афробразильские формы.

Организаторы прогнозируют, что биеннале соберет более 1 млн посетителей, на 250 тыс. больше в сравнении с прошлым годом. Ожидается, что выставка также привлечет рекордное количество иностранных гостей, поскольку Бразилия продолжает развивать международные связи и расширять свое присутствие на мировом художественном рынке. «Хотя нам предстоит пройти долгий путь, мы чувствуем, что эта волна перемен несет нас. Мы надеемся, что эта биеннале повысит осведомленность о богатом историческом и культурном наследии Бразилии», — заявляют кураторы.

Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу — вторая в мире по продолжительности после Венецианской биеннале, куратором которой в следующем году станет Адриано Педроза из Бразилии, первый латиноамериканский куратор, когда-либо встававший у ее руля.

Биеннале Сан-Паулу
«Хореографии невозможного»
До 10 декабря

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+