18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Угроза государству»: иммигрантская жизнь Пикассо в Париже

Ле Бато-Лавуар на Монмартре, где Пикассо останавливался в начале 1900-х гг. Фото: Roger-Viollet
Ле Бато-Лавуар на Монмартре, где Пикассо останавливался в начале 1900-х гг.
Фото: Roger-Viollet
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Не вооружен, но очень опасен — так расценивали фигуру этого художника во французской полиции. Исследовательница Анни Коэн-Солал в своей книге повествует о том, как занятия искусством сопрягались у Пабло Пикассо с многолетней поднадзорностью

В самом начале своей книги «Пикассо-иммигрант» Анни Коэн-Солал констатирует: «Любой может обратиться к архивам парижской полиции». Именно там она и обнаружила толстую папку с персональным делом художника. «Я наткнулась на подозреваемого — „иностранца“, который 25 октября 1900 года впервые прибыл в Париж, а спустя всего пару месяцев за ним установила наблюдение полиция». Личное дело росло до конца его жизни, с каждым годом наполняясь стенограммами допросов, видами на жительство, фотографиями на документы, отпечатками пальцев, квитанциями об аренде и заявлениями на натурализацию.

Annie Cohen-Solal. «Picasso the Foreigner: An Artist in France, 1900–1973». Farrar, Straus and Giroux. 608 с. $40. На английском языке
Annie Cohen-Solal. «Picasso the Foreigner: An Artist in France, 1900–1973». Farrar, Straus and Giroux. 608 с. $40. На английском языке

«Изучение полицейского досье на Пабло Пикассо повергло меня в шок, — рассказала The Art Newspaper Коэн-Солал. — Я не могла поверить, сколько раз ему пришлось ходить в полицейский участок, чтобы получить необходимые иностранцу документы, удостоверяющие его личность. Их требовалось обновлять дважды в год. В личном деле Пикассо, заведенном в 1901 году, когда ему еще не было и 20 лет, написано, что он представляет угрозу для страны».

Она называет свое исследование «научной охотой за сокровищами», ради которой сопоставлялись данные из полицейских и национальных архивов, а также из фондов Музея современного искусства в Нью-Йорке и Национальной художественной галереи в Вашингтоне. «…У меня появилась возможность сравнить два полицейских досье: на Пикассо и, например, на Санте Джеронимо Казерио, молодого итальянского пекаря-анархиста, убившего президента Франции в 1894 году, — говорит она. — И Пикассо расценивался полицией как человек гораздо более опасный, нежели Казерио!»

Обложка обширного полицейского досье на Пабло Пикассо, включавшего отчеты, стенограммы допросов и отпечатки пальцев. Фото: Archives de la Préfecture de Police de Paris
Обложка обширного полицейского досье на Пабло Пикассо, включавшего отчеты, стенограммы допросов и отпечатки пальцев.
Фото: Archives de la Préfecture de Police de Paris

Коэн-Солал пришла к выводу, что в течение первых 45 лет пребывания во Франции Пикассо был на подозрении у органов правопорядка по трем критериям: как иностранец, как анархист и как художник-авангардист. «Я также выяснила, сколь блестяще Пикассо справлялся с этой ситуацией, создав сеть контактов во Франции и других частях западного мира, — отмечает исследовательница. — Например, своим дилером он дальновидно избрал очень молодого в ту пору Даниеля-Анри Канвейлера. Тот понял его шедевр 1907 года „Авиньонские девицы“ раньше всех и преуспел в продвижении по миру кубистских работ Пикассо, что сделало его богатым человеком».

Жившие в Париже иностранцы, по мнению Коэн-Солал, «играли важнейшую роль в развитии Пикассо». «Я решила изучить, кто они, как они мыслили, как развивались и как взаимодействовали с Пикассо. Я описала удивительный набор персонажей — от Гертруды Стайн, писательницы из США, до Винценца Крамаржа, ученого из Праги, и Карла Эйнштейна, критика и интеллектуала из Пруссии».

Заполненный формуляр по запросу Пабло Пикассо на продление вида на жительство в Париже. 1935. Фото: Archives de la Préfecture de Police de Paris
Заполненный формуляр по запросу Пабло Пикассо на продление вида на жительство в Париже. 1935.
Фото: Archives de la Préfecture de Police de Paris

Коэн-Солал утверждает, что было непросто интерпретировать смысл различных периодов, через которые прошел Пикассо. Например, работая сценографом. «Почему он вообще начал работать декоратором у Сергея Дягилева, директора антрепризы „Русский балет“? Это связано с тем, что с декабря 1914-го, когда все произведения, хранившиеся у Канвейлера, конфисковала полиция, поскольку тот был гражданином Германии, Пикассо пришлось искать другие профессиональные контакты и ниши».

Книга также демонстрирует нежные отношения художника с его матерью, Марией Пикассо Лопес, через послания, отправленные ими друг другу. «Я открыла, одно за другим, тысячи писем от его матери, — говорит Коэн-Солал, — обратив внимание на то, как он сам их вскрывал: одни — пальцами, другие — ножом… некоторые были заляпаны краской или кофе».

А что теперь Коэн-Солал думает об этом художнике в целом? «К концу моего исследования Пабло Пикассо стал для меня еще более интригующим, чем прежде».

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+