18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ре-конструкция Гана: с кого начинался конструктивизм

«Да здравствует демонстрация быта!». Обложка. 1923. Фото: Ад Маргинем Пресс
«Да здравствует демонстрация быта!». Обложка. 1923.
Фото: Ад Маргинем Пресс
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Искусствовед Александр Лаврентьев смонтировал из фактов, манифестов и воспоминаний бесстрастный портрет Алексея Гана, который был чрезвычайно важной фигурой в культурном контексте 1920-х годов. Книга щедро проиллюстрирована и конструктивно сверстана

Одной из самых важных фигур в конструктивизме — первым его теоретиком, рьяным агитатором, изобретательным практиком — был Алексей Ган (1887–1942). Но странным образом он оказался полузабыт и малоисследован. Исправить этот дисбаланс призвана монография Александра Лаврентьева — искусствоведа и «по совместительству» внука Александра Родченко и Варвары Степановой, вместе с которыми Ган в 1920 году образовал первую Рабочую группу конструктивистов. Книга «Алексей Ган», надо сказать, уже выходила в 2010 году, но мизерным (всего 150 экземпляров) тиражом. Сегодня она переиздана издательством «Ад Маргинем Пресс».

Александр Лаврентьев. «Алексей Ган». М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.
Александр Лаврентьев. «Алексей Ган». М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.

Увлекающийся и деятельный человек, Алексей Ган, как видно из книги, неустанно искал себя. Он мечтал о трансформации театра в сторону «массового действа», народной демонстрации. Задумал пьесу «Мы», которую так и не написал, рассчитывая, по-видимому, что в пролетарском, коллективном театре действие родится само по себе. И даже снял четыре фильма.

Но кое в чем он был непоколебимо последователен. Во-первых, в экспериментах с версткой и шрифтом — многочисленные репродукции работ Гана в книге позволяют проследить, как он отрабатывал свой типографский стиль, начиная с газеты «Анархия» и заканчивая экспериментальными журналами «Кино-фот» и «Современная архитектура». Во-вторых, Ган программно боролся за «конструктивизм без искусства, без художнического произвола», признавая только «социальную и утилитарную целесообразность» творческих решений.

Как бы следуя наказам своего героя, Александр Лаврентьев минимизировал «живописную» фактуру текста, представив довольно сухую сводку данных о жизни и работе Гана. При этом и автором, и редактором проигнорированы принципиально важные страницы его биографии. Так, из открытых архивных источников известно, что Алексей Ган разделил трагическую судьбу ряда других деятелей авангарда: последние годы жизни он провел в тюрьмах и лагерях, а в 1942 году был расстрелян как антисоветчик (реабилитирован в 1989-м). В монографии же как бы мимоходом написано, что «он, предположительно, умер в ссылке». Еще одно непроясненное «слепое пятно» — сама фамилия героя, которая, возможно, является псевдонимом.

Алексей Ган за работой. 1920-е. Фото: Ад Маргинем Пресс
Алексей Ган за работой. 1920-е.
Фото: Ад Маргинем Пресс

Среди сильных сторон книги — богатый иллюстративный материал: вот Ган в черном кожаном пальто сидит на мотоцикле, а вот становится героем едкого шаржа Родченко, где в дырявых ботинках лакает с пола красное вино. Необходимо отметить и полиграфическое решение Светланы Данилюк из студии ABCdesign — отечественного лидера в оформлении книг по теории и истории искусства. Дизайнер избежала нарочитой подражательности, найдя деликатное применение некоторым типично гановским элементам оформления текста: стрелкам, диагоналям, жирным подчеркиваниям. Одна из наиболее удачных и функциональных ее находок — сноски, которые включены в сам текст, так что глазу не приходится скакать к низу страницы и обратно.

Алексей Ган работал под лозунгом: «Существует только то, что отражено в печати». Он первым зафиксировал на бумаге понятие «конструктивизм», выпустив в 1922 году одноименную брошюру. Но со временем Гана практически перемололи жернова советской «культуры отмены». По тем или иным причинам его не упомянула в мемуарах даже собственная жена — пионерка киномонтажа и документалистики Эсфирь Шуб. Монография Лаврентьева, переизданная через 100 лет после выхода манифеста «Конструктивизм», наконец подкрепила печатную память о Гане. Впрочем, прежде всего эту память хранит современный полиграфический дизайн, унаследовавший ген Гана и его экспериментов. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+