18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нашлась еще одна Белла в жизни Марка Шагала

Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана. Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана.
Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Любовная тема в искусстве Шагала неразрывно связана с образом его жены. Но недавно обнаруженные письма художника оживили дискуссию о его возможном романе с тезкой жены — Беллой Гермонт-Шнее. Впрочем, эту романтическую легенду еще предстоит проверить

Та, кому Марк Шагал адресовал свои письма, звалась Беллой. Но не Беллой Самойловной, как многолетняя супруга художника и, согласно общепринятому мнению, первая и самая большая его любовь, а Беллой Наумовной. Именно этот нюанс заставил московского коллекционера, владельца галереи Stargift Илью Слуцкина пристальнее приглядеться к лоту, который продавал один американский коллекционер. Галерея представляет автографы и вещи знаменитостей, в ее собрании более 1,5 тыс. экспонатов разных эпох: письма Сергея Королева, фото с автографом Юрия Гагарина, рисунки Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, книга с акварельным рисунком Владимира Маяковского и прочее.

«У этого американского коллекционера хранится множество писем известных личностей, — рассказывает Илья Слуцкин. — Я поинтересовался, есть ли документы, связанные с Марком Шагалом, и получил большой перечень, в котором эти письма были ошибочно отмечены как адресованные жене Белле. Но отчества не совпадали. Я начал искать информацию о Белле Наумовне и выяснил, что сведений об этих отношениях, и тем более о переписке, практически нет ни в русских, ни в зарубежных источниках. Если сначала я хотел приобрести лишь несколько писем, то в результате выкупил всю коллекцию — около 15 единиц».

Письма Шагала адресованы Белле Наумовне Гермонт-Шнее. О ней действительно известно немного. Она родилась в Санкт-Петербурге в семье купца первой гильдии, владельца Нарвского лесопильного завода и лесоторговой компании Наума Гермонта. Ее отец поддерживал талантливых соотечественников и выплачивал Шагалу субсидию на учебу, а муж ее сестры — адвокат Григорий Гольдберг — опекал молодого художника в Петербурге. В 1908-м, за год до встречи Шагала с будущей женой, он гостил у Гермонтов-Гольдбергов в имении Фердинандсхоф в Нарве, где и познакомился с Беллой Гермонт. Он давал ей уроки живописи — она учила его французскому языку. В автобиографии «Моя жизнь» художник зовет сестру Анну в Нарву и пишет, что «будет рад ее познакомить с Беллой Наумовной — совсем не провинциальной». В 1911 году стараниями адвоката Гольдберга Шагал получил стипендию для учебы в Париже. Вернувшись спустя три года в Россию, он женился на Белле Розенфельд, но и общение с Беллой Гермонт не прекратил. После революции все они уехали в эмиграцию.

«В Париже Белла Гермонт также училась на художника, брала уроки у Рауля Дюфи, — рассказывает Илья Слуцкин. — В 1924-м она вышла замуж за пианиста Виталия Шнее и переехала жить в Чикаго. Упоминания о ее деятельности и о некоторых ее работах нашлись на чикагских сайтах. Шагал не терял ее из виду в течение десятилетий».

Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание  Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall
Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание
Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall

В первом письме, датированном 16 июля 1923 года, Шагал сообщает, что он с семьей в Германии, рвется в Париж, что его шестилетняя дочка Ида имеет «здесь колоссальный успех. Ее задаривают конфетами и цветами». Другое письмо начинается словами «Любимая / Любезная / Белла Наумовна». Еще в одном месте идет «Милая Белла» в начале и финалом «Жму вашу лапу. Пишите». На открытке из Берлина Шагал предлагает встретиться. Следующее послание адресовано уже в Чикаго: художник рад, что его ученица «устроилась», имеет «нахес» (на идиш — «радость») и что ее «муж успевает». О себе же сообщает, что открыл выставку «в самой большой галерее Парижа», имеет «всякие предложения о выставках в Амстердаме, Кельне, Лондоне. Все лучшие… художники, поэты… Матисс и Пикассо… Дерен и др.» пришли на вернисаж. Он сожалеет, что Белла Наумовна не могла все это видеть. «Я не люблю о себе говорить. Но, вой­дя на мою выставку, французы (интеллектуальный элемент) не могли уже вывернуться и должны были или признать, или… Есть такие статьи передовых французских поэтов и писателей, которые мне неловко читать… А думаете ли Вы, что я счастлив… Далеко. И могу ли им быть? Не такая натура верно».

Куратор, постоянный приглашенный эксперт в Комитете Шагала в Париже Екатерина Селезнева, которую мы попросили оценить эти письма, нашла их весьма интересными, хотя считает, что для придания легитимности их надо верифицировать в Комитете Шагала, сохраняющем и защищающем его наследие. Сейчас письма имеют сертификат PSA/DNA Authentication Services, подтверждающий подлинность автографов художника.

Связывали ли Шагала и Беллу Гермонт романтические отношения? В 2013 году на XXIII Шагаловских чтениях в Витебске доклад на эту тему делала наследница семьи Гольдбергов Ольга Левин из Израиля. Согласно ее версии, именно Белла Гермонт была первой и пожизненной любовью Шагала. В ее семье это знали всегда, но из чувства такта широко не афишировали. Екатерина Селезнева, отдавая должное пиар-потенциалу легенды (все любят истории о любви), сомневается в романе. «Вполне вероятно, был флирт, кокетство, Шагал тепло относился к Белле Гермонт, но реальных подтверждений чего-то большего просто нет, — считает она. — Впрочем, французский архив Шагала еще не разобран до конца, и, вполне вероятно, в нем когда-нибудь найдут и письма самой гос­пожи Гермонт». Илья Слуцкин также оставляет этой истории открытый финал. «Иногда кажется, что романа не могло не быть. Их диалог порой более чем дружеский. Тем более речь идет об очень продолжительном периоде переписки — это почти два десятка лет глубокого общения и десятки писем. Мы не можем гарантировать этот факт наверняка, но тесная связь Марка Шагала и Беллы Гермонт очевидна из контекста писем. Романтическая, дружеская, смешанная или разная — вопрос открытый».

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+