18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нашлась еще одна Белла в жизни Марка Шагала

Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана. Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана.
Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Любовная тема в искусстве Шагала неразрывно связана с образом его жены. Но недавно обнаруженные письма художника оживили дискуссию о его возможном романе с тезкой жены — Беллой Гермонт-Шнее. Впрочем, эту романтическую легенду еще предстоит проверить

Та, кому Марк Шагал адресовал свои письма, звалась Беллой. Но не Беллой Самойловной, как многолетняя супруга художника и, согласно общепринятому мнению, первая и самая большая его любовь, а Беллой Наумовной. Именно этот нюанс заставил московского коллекционера, владельца галереи Stargift Илью Слуцкина пристальнее приглядеться к лоту, который продавал один американский коллекционер. Галерея представляет автографы и вещи знаменитостей, в ее собрании более 1,5 тыс. экспонатов разных эпох: письма Сергея Королева, фото с автографом Юрия Гагарина, рисунки Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, книга с акварельным рисунком Владимира Маяковского и прочее.

«У этого американского коллекционера хранится множество писем известных личностей, — рассказывает Илья Слуцкин. — Я поинтересовался, есть ли документы, связанные с Марком Шагалом, и получил большой перечень, в котором эти письма были ошибочно отмечены как адресованные жене Белле. Но отчества не совпадали. Я начал искать информацию о Белле Наумовне и выяснил, что сведений об этих отношениях, и тем более о переписке, практически нет ни в русских, ни в зарубежных источниках. Если сначала я хотел приобрести лишь несколько писем, то в результате выкупил всю коллекцию — около 15 единиц».

Письма Шагала адресованы Белле Наумовне Гермонт-Шнее. О ней действительно известно немного. Она родилась в Санкт-Петербурге в семье купца первой гильдии, владельца Нарвского лесопильного завода и лесоторговой компании Наума Гермонта. Ее отец поддерживал талантливых соотечественников и выплачивал Шагалу субсидию на учебу, а муж ее сестры — адвокат Григорий Гольдберг — опекал молодого художника в Петербурге. В 1908-м, за год до встречи Шагала с будущей женой, он гостил у Гермонтов-Гольдбергов в имении Фердинандсхоф в Нарве, где и познакомился с Беллой Гермонт. Он давал ей уроки живописи — она учила его французскому языку. В автобиографии «Моя жизнь» художник зовет сестру Анну в Нарву и пишет, что «будет рад ее познакомить с Беллой Наумовной — совсем не провинциальной». В 1911 году стараниями адвоката Гольдберга Шагал получил стипендию для учебы в Париже. Вернувшись спустя три года в Россию, он женился на Белле Розенфельд, но и общение с Беллой Гермонт не прекратил. После революции все они уехали в эмиграцию.

«В Париже Белла Гермонт также училась на художника, брала уроки у Рауля Дюфи, — рассказывает Илья Слуцкин. — В 1924-м она вышла замуж за пианиста Виталия Шнее и переехала жить в Чикаго. Упоминания о ее деятельности и о некоторых ее работах нашлись на чикагских сайтах. Шагал не терял ее из виду в течение десятилетий».

Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание  Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall
Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание
Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall

В первом письме, датированном 16 июля 1923 года, Шагал сообщает, что он с семьей в Германии, рвется в Париж, что его шестилетняя дочка Ида имеет «здесь колоссальный успех. Ее задаривают конфетами и цветами». Другое письмо начинается словами «Любимая / Любезная / Белла Наумовна». Еще в одном месте идет «Милая Белла» в начале и финалом «Жму вашу лапу. Пишите». На открытке из Берлина Шагал предлагает встретиться. Следующее послание адресовано уже в Чикаго: художник рад, что его ученица «устроилась», имеет «нахес» (на идиш — «радость») и что ее «муж успевает». О себе же сообщает, что открыл выставку «в самой большой галерее Парижа», имеет «всякие предложения о выставках в Амстердаме, Кельне, Лондоне. Все лучшие… художники, поэты… Матисс и Пикассо… Дерен и др.» пришли на вернисаж. Он сожалеет, что Белла Наумовна не могла все это видеть. «Я не люблю о себе говорить. Но, вой­дя на мою выставку, французы (интеллектуальный элемент) не могли уже вывернуться и должны были или признать, или… Есть такие статьи передовых французских поэтов и писателей, которые мне неловко читать… А думаете ли Вы, что я счастлив… Далеко. И могу ли им быть? Не такая натура верно».

Куратор, постоянный приглашенный эксперт в Комитете Шагала в Париже Екатерина Селезнева, которую мы попросили оценить эти письма, нашла их весьма интересными, хотя считает, что для придания легитимности их надо верифицировать в Комитете Шагала, сохраняющем и защищающем его наследие. Сейчас письма имеют сертификат PSA/DNA Authentication Services, подтверждающий подлинность автографов художника.

Связывали ли Шагала и Беллу Гермонт романтические отношения? В 2013 году на XXIII Шагаловских чтениях в Витебске доклад на эту тему делала наследница семьи Гольдбергов Ольга Левин из Израиля. Согласно ее версии, именно Белла Гермонт была первой и пожизненной любовью Шагала. В ее семье это знали всегда, но из чувства такта широко не афишировали. Екатерина Селезнева, отдавая должное пиар-потенциалу легенды (все любят истории о любви), сомневается в романе. «Вполне вероятно, был флирт, кокетство, Шагал тепло относился к Белле Гермонт, но реальных подтверждений чего-то большего просто нет, — считает она. — Впрочем, французский архив Шагала еще не разобран до конца, и, вполне вероятно, в нем когда-нибудь найдут и письма самой гос­пожи Гермонт». Илья Слуцкин также оставляет этой истории открытый финал. «Иногда кажется, что романа не могло не быть. Их диалог порой более чем дружеский. Тем более речь идет об очень продолжительном периоде переписки — это почти два десятка лет глубокого общения и десятки писем. Мы не можем гарантировать этот факт наверняка, но тесная связь Марка Шагала и Беллы Гермонт очевидна из контекста писем. Романтическая, дружеская, смешанная или разная — вопрос открытый».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+