18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бахрушинский музей восстановит старинный кукольный театр

Когда-то в ящике действовал механизм для передвижения кукольных фигур. Его попробуют наладить заново. Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Когда-то в ящике действовал механизм для передвижения кукольных фигур. Его попробуют наладить заново.
Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Вертеп XIX века, изготовленный из дерева и еще нескольких материалов, обретет первоначальный вид — насколько это возможно. Есть надежда, что удастся починить и механизм, когда-то приводивший кукол в движение

Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина приступил к реставрации примечательного экспоната из своей обширной коллекции — белорусского народного вертепа, созданного в XIX веке. Это внушительных размеров кукольный домик, с помощью которого (как, впрочем, и других вертепов) накануне Рождества разыгрывалась сцена появления на свет младенца Иисуса. К домику прилагались 34 куклы, и 18 из них сейчас также находятся в руках реставраторов. То, что домик и куклы сохранились вместе, — редкая удача.

Новостью стала история происхождения этого экспоната. Раньше считалось, что вертеп был куплен в начале XX века самим основателем музея Алексеем Бахрушиным (1865–1929), но в ходе научных изысканий выяснилось, что 115 лет назад кукольный домик входил в коллекцию Академии наук. В выпуске «Известий Императорской академии наук» за 1908 год была обнаружена статья этнографа Николая Виноградова, посвященная этому экспонату. Ученый свидетельствовал о том, что лично «приобрел от Шестакова вертепный ящик с 34 куколками».

Подробное описание вертепа, приведенное в статье, сейчас помогает восстанавливать его в подлинном виде. Ящик, представляющий собой сцену для кукольного театра, состоял из двух частей: нижней, где происходило действие, и верхней, изображавшей церковную кровлю с куполом. Правда, верхний ярус был впоследствии значительно изменен или вовсе сделан заново. «Ранее вертеп подвергался многочисленным чинкам и реставрации — как сама конструкция, так и мелкие детали, — говорит Ольга Головлева, заведующая реставрационной мастерской Бахрушинского музея. — Это следы бытования вертепного театра, и, поскольку внесенные изменения уже являются историей предмета, реставраторы постараются, насколько возможно, сохранить все детали».

Работа реставраторов с музейным предметом. Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Работа реставраторов с музейным предметом.
Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина

Вертеп создан с использованием дерева, красок, металла, бумаги, ткани, меха, слюды, поэтому к его восстановлению привлекли целую команду специалистов разных профилей. Начнется реставрация с первичной очистки от пыли и поверхностных загрязнений, затем в дело вступят реставраторы по дереву. Чтобы укрепить конструкцию в целом, ее придется частично демонтировать. Собирать обратно будут уже после восполнения утрат. В частности, мастера постараются восстановить механизм для передвижения кукол.

А самими куклами займутся специалисты по текстилю: укрепят нити, разрывы и сечения, восполнят утраты на костюмах. На финальном этапе к процессу подключатся реставраторы по живописи и бумаге. «Они подведут реставрационный грунт в местах утрат, удалят прежние подклейки, укрепят кракелюр и трещины на панелях, восполнят потери в слоях бумаги и фольги. Живопись покроют реставрационным лаком, поскольку за время существования старый лак потемнел и его необходимо сделать тоньше. Конечно же, будут затонированы места потертостей и восполненных утрат», — уточняет Ольга Головлева.

После реставрации вертепный театр станет частью экспозиции в музейно-театральном квартале «Бахрушинский», который откроется совсем скоро.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+