18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему Италии не стоит возражать против внесения Венеции в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой

Автор текста
Основательница газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс
Согласно данной в 2021 году оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2100 году уровень моря поднимется на 44–76 см. Фото: MOSE
Согласно данной в 2021 году оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2100 году уровень моря поднимется на 44–76 см.
Фото: MOSE

Лучше поздно, чем никогда: Комитет всемирного наследия рассмотрит на грядущей сессии вопрос о страдающем от наводнений городе — но опыт показывает, что эта инициатива может встретить сопротивление

На очередной сессии Комитета всемирного наследия, которая пройдет в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, с 10 по 23 сентября, Италия либо согласится с рекомендацией ЮНЕСКО внести Венецию в список объектов, находящихся под угрозой, либо постарается всеми правдами и неправдами избежать этого, как делает раз за разом с 2014 года.

Если Италия все-таки даст согласие, это будет момент истины, признание того неоспоримого факта, что повышение уровня моря разрушит Венецию к концу текущего века, если для ее спасения не будут приняты масштабные усилия на государственном и международном уровне. Согласно данной в 2021 году оценке авторитетной Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2100 году уровень моря поднимется на 44–76 см. Это означает, что в сочетании с естественным оседанием почвы в регионе относительный уровень воды повысится на метр — и в процессе Венеция будет постепенно разваливаться на куски.

Но, если Италия вновь возразит против внесения Венеции в список, она в очередной раз откажется признать, что у нее есть серьезная проблема. Кроме того, это нанесет очередной удар по уже и без того пошатнувшейся репутации ЮНЕСКО как защитницы мирового наследия, которую подрывают сами страны-участницы.

Площадь Сан-Марко регулярно подвергается наводнениям. Фото: Francesco Bandarin
Площадь Сан-Марко регулярно подвергается наводнениям.
Фото: Francesco Bandarin

История восходит к 1980–1990-м годам, когда представителями стран на сессиях Комитета всемирного наследия перестали быть интеллектуалы, художники и архитекторы, искренне верившие в то, что наследие каждой отдельной страны принадлежит всему человечеству, и им на смену пришли дипломаты, озабоченные лишь национальными интересами. По поручению своих правительств каждый из них защищает престиж собственной страны, в том числе отрицая любые подозрения в том, что она недостаточно хорошо заботится о своем драгоценном наследии.

Как и в ООН, здесь процветает политическое лоббирование и формируются союзы, в особенности с представителями «глобального Юга», недовольными тем, что 51 и 55 объектов из списка находятся в их части света, и потому склонными отвергать рекомендации ЮНЕСКО. Я наблюдала это на сессии 2016 года в Стамбуле, когда представитель Ливана Джад Табет, архитектор из старой гвардии, помнящий ЮНЕСКО в ее лучшие годы, настаивал на том, чтобы дело Венеции хотя бы вынесли на обсуждение. При этом на него оказывал давление министр иностранных дел Ливана, на которого, в свою очередь, давил посол Италии, требовавший, чтобы Табет перестал создавать проблемы.

Обсуждение в конечном итоге состоялось, но это был чистой воды фарс. Было очевидно, что ни один из спикеров не ознакомился с чрезвычайно критическим отчетом о Венеции, подготовленным ИКОМОС — Международным советом по сохранению памятников и достопримечательных мест. Кроме того, создавалось впечатление, что никто не представляет себе, о насколько глубоко укоренившихся проблемах идет речь. Например, спикер от Азербайджана заявил, что Италия знаменита своим умением реставрировать произведения искусства, так что она, естественно, может хорошо позаботиться и о Венеции. Представители с готовностью проголосовали против внесения Венеции в список объектов, находящихся под угрозой, ЮНЕСКО уступила и только сейчас снова набралась смелости взять слово.

Барьеры MOSE. Фото: MOSE
Барьеры MOSE.
Фото: MOSE

Некоторые из ее аргументов звучали еще в 2014 году, в том числе вопрос о полной неспособности городского совета Венеции справиться с туристическим потоком и разносторонне развивать экономику и общественную жизнь города.

Однако в этот раз основной упор впервые делается на изменение климата: «Совокупное воздействие антропогенных и естественных изменений (связанных с повышением уровня моря, экстремальными погодными условиями и другими вызванными изменением климата явлениями) вызывает износ и разрушение отдельных зданий и городской застройки и угрожает целостности ее культурных, природных и ландшафтных характеристик и достоинств».

ЮНЕСКО подчеркивает отсутствие стратегического мышления и координированного управления. Но откуда бы им взяться, если ответственность за состояние Венеции делят между собой по меньшей мере восемь учреждений — от городского совета и администрации провинции и региона до различных министерств в Риме, коммерческого конгломерата, построившего защитные барьеры, и других инстанций, не говоря уже о таких влиятельных коммерческих структурах, как расположенный внутри лагуны порт в Маргере, использующих слабые места в системе в свою пользу? Взять хотя бы решение поднимать барьеры MOSE при повышении уровня воды до 110 см, чтобы как можно меньше мешать движению идущих в порт кораблей, притом что площадь Святого Марка затапливает уже при 80 см, из-за чего прокураторы собора, этого шедевра византийской архитектуры, были вынуждены взять дело в свои руки и построить перед ним стеклянный барьер, чтобы защитить храм от десятков затоплений в год.

Стеклянный барьер вокруг базилики Святого Марка. Фото: Francesco Bandarin
Стеклянный барьер вокруг базилики Святого Марка.
Фото: Francesco Bandarin

При этом в последнем отчете для ЮНЕСКО Италия бесцеремонно внесла этот стеклянный барьер в список своих мер по защите города, хотя на самом деле он служит красноречивым свидетельством ее неспособности расставить приоритеты и признать, что если она хочет сохранить и порт, и город, то ей нужен жизнеспособный план, а не череда отчаянных и в конечном счете неэффективных произвольных мер.

Отчет ЮНЕСКО, по сути, обвиняет Италию в неспособности разработать адекватный план с учетом всех сложно переплетенных аспектов существования Венеции. Создается впечатление, что Италия даже не потрудилась оставаться на связи с экспертами, или, как говорится в отчете, «вызывает беспокойство, что сторона государства [Италия] не поддерживала с Центром всемирного наследия стабильную коммуникацию по существу между последней сессией комитета в 2021 году и подачей своего отчета о состоянии сохранности в 2022 году по запросу комитета и не консультировалась по вопросам разработки корректирующих мер».

Организация Europa Nostra, влиятельное общеевропейское гражданское движение по защите наследия, уже объявила Венецию находящимся в наибольшей опасности объектом культурного наследия, а американская некоммерческая организация «Фонд мировых памятников» внесла город в собственный список проблемных объектов еще в 2014 году.

Правительству Италии тоже пора признать очевидное: Венеция в опасности. Весь мир будет рукоплескать правительству Италии, если оно наконец-то разрешит внести город в список ЮНЕСКО. Это позволит ему начать работать сообща с ЮНЕСКО, вместо того чтобы бороться с ней, и откроет путь для международного сотрудничества и финансирования.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+