Государственный Эрмитаж открыл новую версию проекта, который был представлен в 2021 году в центре «Эрмитаж-Амстердам». «Нашей задачей было показать высокое искусство Средних веков с его благородной культурой, оказавшей сильное влияние на искусство XIX века», — поясняет один из кураторов выставки Юрий Ефимов.
В Николаевском зале Зимнего дворца собрано почти 400 произведений искусства из Эрмитажа, созданных в XII–XIX веках на европейских просторах от Лиможа до села Данилково. Единственный гость на выставке — картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» из Государственного музея-заповедника «Царское Село». Это важное мемориальное произведение: Николай I, который ввел в России моду на средневековое искусство, показан на нем в рыцарских доспехах начала XVI века. Царь надел их на турнир, который проводился в 1842 году. Николай жаловался на то, что уставал от многодневных репетиций больше, чем от десятичасовых военных маневров. Турнир произвел сильное впечатление на современников. Сами доспехи показаны рядом — действительно, вещь красивая, но весьма тяжелая.
Первым российским рыцарем был великий магистр Мальтийского ордена император Павел I, поэтому выставка начинается с его меморий. Роскошный трон с белым мальтийским крестом на спинке создан по рисунку архитектора Джакомо Кваренги для Мальтийской капеллы в Петербурге. По соседству с эскизами интерьеров капеллы показан белый жилет с мальтийским крестом, который по распоряжению Павла был добавлен к военному мундиру одного из корпусов русской армии.
Идейный центр проекта — три шедевра прикладного искусства, специально перенесенные на выставку из Особой кладовой Эрмитажа.
Знаменитый Фрайбургский крест — этот реликварий был создан в конце XIII века немецкими мастерами и поражает знатоков совершенством искусства выколотки из золота (фигура Христа) и позолоченного серебра (фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и все остальные); кроме того, он украшен камеями и драгоценными камнями. Крест поступил в Эрмитаж после того, как Александр III приобрел коллекцию русского парижанина Александра Базилевского. Царь был равнодушен к Средневековью, но заботился о приращении культурных ценностей.
Не уступает кресту в известности так называемый реликварий в виде фигуры дьякона, созданный в конце XII века. Он изображает святого Стефана (Этьена), которого язычники побили камнями; мощи хранились в книге, что находится в руках святого.
Монстранц (реликварий, предназначенный для демонстрации верующим во время службы) в виде готического храма изготовил в 1474 году мастер Ганс Рисенберг в Эстонии. Как рассказала сокуратор выставки Екатерина Некрасова-Щедринская, история создания этого предмета хорошо прослеживается по архивным документам: был применен метод краудфандинга, прихожане с трудом набрали требуемую сумму, а потом началась Реформация и изысканное серебряное изделие перестали использовать в церковных службах; в начале XVIII века местные власти подарили монстранц Петру I — так он попал в Кунсткамеру.
Вокруг «золотого трио» помещены образцы разнообразной культуры Средневековья. Арматуры из старинных рыцарских доспехов: алебарды, ронсоны, глефы и другие виды древкового оружия — своими абрисами перекликаются с иллюстрациями манускрипта «Роман о Розе» — аллегорического куртуазного романа в стихах поэтов XIII века Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Эрмитажная книга относится к XV столетию.
Подлинные доспехи того же времени стали основой реконструкции «Посвящение в рыцари». Она сооружена по мотивам рисунка художника Алоизия Рокштуля 1860-х годов, сделанного в царскосельском Арсенале, где демонстрировалась подобная сцена. Рядом замечательно смотрится ларец, украшенный резьбой по слоновой кости с изображениями сцен из романа «Тристан и Изольда».
Другая инсталляция, изображающая состязание двух конных рыцарей, дополнена щитом от арбалетных стрел — павезой, образцами шлемов разных веков — как боевых, так и турнирных, то есть, говоря современным языком, спортивных.
Мостом из Средневековья в XIX век служит коллекция лиможских «пискид» — коробочек для украшений. Как пояснила Екатерина Некрасова-Щедринская, они принадлежали великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I, знавшей толк в лиможских эмалях.
Впрочем, культура Средневековья проникла не только в царские резиденции XIX века, но и в самую гущу русского народа. Тому доказательство — поднос из папье-маше, созданный в 1840-е годы на фабрике Петра и Александра Лукутиных. Два смешных рыцаря, больше похожих на мушкетеров Дюма, пристально смотрят в стрельчатое окно скромного замка с башенкой. Не иначе, в нем должна появиться Изольда.
Государственный Эрмитаж
«Цари и рыцари. Роман со Cредневековьем»
До 22 октября