18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Эрмитаже наступила эпоха рыцарства длиною в полтысячелетия

Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер. Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Без малого 400 экспонатов, созданных в XII–XIX веках и выставленных сейчас в Николаевском зале Зимнего дворца, рассказывают о культуре и искусстве Средневековья и о том, какое влияние они оказывали на потомков

Государственный Эрмитаж открыл новую версию проекта, который был представлен в 2021 году в центре «Эрмитаж-Амстердам». «Нашей задачей было показать высокое искусство Средних веков с его благородной культурой, оказавшей сильное влияние на искусство XIX века», — поясняет один из кураторов выставки Юрий Ефимов.

В Николаевском зале Зимнего дворца собрано почти 400 произведений искусства из Эрмитажа, созданных в XII–XIX веках на европейских просторах от Лиможа до села Данилково. Единственный гость на выставке — картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» из Государственного музея-заповедника «Царское Село». Это важное мемориальное произведение: Николай I, который ввел в России моду на средневековое искусство, показан на нем в рыцарских доспехах начала XVI века. Царь надел их на турнир, который проводился в 1842 году. Николай жаловался на то, что уставал от многодневных репетиций больше, чем от десятичасовых военных маневров. Турнир произвел сильное впечатление на современников. Сами доспехи показаны рядом — действительно, вещь красивая, но весьма тяжелая.

Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.  Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первым российским рыцарем был великий магистр Мальтийского ордена император Павел I, поэтому выставка начинается с его меморий. Роскошный трон с белым мальтийским крестом на спинке создан по рисунку архитектора Джакомо Кваренги для Мальтийской капеллы в Петербурге. По соседству с эскизами интерьеров капеллы показан белый жилет с мальтийским крестом, который по распоряжению Павла был добавлен к военному мундиру одного из корпусов русской армии.

Идейный центр проекта — три шедевра прикладного искусства, специально перенесенные на выставку из Особой кладовой Эрмитажа.

Знаменитый Фрайбургский крест — этот реликварий был создан в конце XIII века немецкими мастерами и поражает знатоков совершенством искусства выколотки из золота (фигура Христа) и позолоченного серебра (фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и все остальные); кроме того, он украшен камеями и драгоценными камнями. Крест поступил в Эрмитаж после того, как Александр III приобрел коллекцию русского парижанина Александра Базилевского. Царь был равнодушен к Средневековью, но заботился о приращении культурных ценностей.

Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург. Фото: Государственный Эрмитаж
Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург.
Фото: Государственный Эрмитаж

Не уступает кресту в известности так называемый реликварий в виде фигуры дьякона, созданный в конце XII века. Он изображает святого Стефана (Этьена), которого язычники побили камнями; мощи хранились в книге, что находится в руках святого.

Монстранц (реликварий, предназначенный для демонстрации верующим во время службы) в виде готического храма изготовил в 1474 году мастер Ганс Рисенберг в Эстонии. Как рассказала сокуратор выставки Екатерина Некрасова-Щедринская, история создания этого предмета хорошо прослеживается по архивным документам: был применен метод краудфандинга, прихожане с трудом набрали требуемую сумму, а потом началась Реформация и изысканное серебряное изделие перестали использовать в церковных службах; в начале XVIII века местные власти подарили монстранц Петру I — так он попал в Кунсткамеру.

Вокруг «золотого трио» помещены образцы разнообразной культуры Средневековья. Арматуры из старинных рыцарских доспехов: алебарды, ронсоны, глефы и другие виды древкового оружия — своими абрисами перекликаются с иллюстрациями манускрипта «Роман о Розе» — аллегорического куртуазного романа в стихах поэтов XIII века Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Эрмитажная книга относится к XV столетию.

Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870. Фото: Государственный Эрмитаж
Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подлинные доспехи того же времени стали основой реконструкции «Посвящение в рыцари». Она сооружена по мотивам рисунка художника Алоизия Рокштуля 1860-х годов, сделанного в царскосельском Арсенале, где демонстрировалась подобная сцена. Рядом замечательно смотрится ларец, украшенный резьбой по слоновой кости с изображениями сцен из романа «Тристан и Изольда».

Другая инсталляция, изображающая состязание двух конных рыцарей, дополнена щитом от арбалетных стрел — павезой, образцами шлемов разных веков — как боевых, так и турнирных, то есть, говоря современным языком, спортивных.

Мостом из Средневековья в XIX век служит коллекция лиможских «пискид» — коробочек для украшений. Как пояснила Екатерина Некрасова-Щедринская, они принадлежали великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I, знавшей толк в лиможских эмалях.

Впрочем, культура Средневековья проникла не только в царские резиденции XIX века, но и в самую гущу русского народа. Тому доказательство — поднос из папье-маше, созданный в 1840-е годы на фабрике Петра и Александра Лукутиных. Два смешных рыцаря, больше похожих на мушкетеров Дюма, пристально смотрят в стрельчатое окно скромного замка с башенкой. Не иначе, в нем должна появиться Изольда.  

Государственный Эрмитаж
«Цари и рыцари. Роман со Cредневековьем»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+