18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Великая и ее художницы на фоне патриархата

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Гений Александра I». 1814. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Гений Александра I». 1814. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Историк искусства Розалинд Полли Блейксли повествует о сложных профессиональных и гендерных обстоятельствах, в которых работали дамы при дворе императрицы. Та не стремилась облегчить им жизнь, но некоторых все же ценила и привечала

Российская императрица Екатерина II, правившая с 1762 по 1796 год, не без оснований слыла покровительницей искусств. Существует множество научных трудов, посвященных тому, как «русская Минерва» патронировала культуру. Новая книга Розалинд Полли Блейксли исследует вклад, который внесли в этот процесс художники-женщины.

Блейксли опубликовала уже немало работ по истории дореволюционного русского искусства, в том числе отмеченную наградами (включая Премию The Art Newspaper Russia в 2018 году) книгу «Русский холст. Живопись в императорской России. 1757–1881». Ее опыт находит отражение в уверенной презентации предмета, объединяющей большой массив визуальных, документальных и научных материалов.

Центральная тема книги — сложные взаимосвязи гендера, искусства и меценатства в период правления Екатерины Великой. В первых двух главах рассматривается личный, политический и культурный контекст, в котором Екатерина утвердилась при русском дворе — сначала в роли жены наследника престола, а затем в качестве императрицы. Хорошо показано, что она использовала покровительство искусствам как часть политической стратегии.

Rosalind P. Blakesley. «Women Artists in the Reign of Catherine the Great (Northern Lights Series)». Lund Humphries. 152 с.: 62 цв. ил. £45, $64,99. На английском языке
Rosalind P. Blakesley. «Women Artists in the Reign of Catherine the Great (Northern Lights Series)». Lund Humphries. 152 с.: 62 цв. ил. £45, $64,99. На английском языке

И хотя Императорскую академию художеств в 1757 году учредила еще ее предшественница, императрица Елизавета Петровна, именно Екатерина II увеличила ресурсы академии и способствовала тому, чтобы эта институция стала центром художественной деятельности в России. В 1764 году, вскоре после своего восшествия на престол, Екатерина приобрела свою первую крупную коллекцию искусства — 225 произведений, лучшие из которых легли в основу Эрмитажа.

В последующих главах исследуется карьера художниц, чьи работы были заказаны или куплены в тот период русскими меценатами во главе с императрицей. Личное ее отношение к женщинам-художникам и их работе — один из важнейших аспектов, рассматриваемых в книге. Правда, характеризуя свою обширную коллекцию в переписке с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом, императрица писала (пусть и мимоходом): «Я не знаток, я просто жадная». Так или иначе, на подход Екатерины к коллекционированию и заказу произведений искусства с очевидностью влияли представления о статусе и престиже. И в этом отношении она не проявляла особой склонности отдавать предпочтение творчеству именно женщин. Она много читала и советовалась с опытными консультантами в области искусства, будь то Дени Дидро или русские коллекционеры Дмитрий Голицын и Николай Юсупов. По сути, ей просто хотелось «самого лучшего», о чем свидетельствует громкая и даже скандальная покупка знаменитых коллекций Пьера Кроза и Роберта Уолпола в 1770-х годах.

Тем не менее императорский двор и высший свет Санкт-Петербурга привлекали внимание как известных художниц (например, Ангелики Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен), так и начинающих — стоит упомянуть Мари-Анн Колло, которая видела здесь шанс приобрести достойную репутацию. Исследование Блейксли представляет собой всесторонний анализ произведений, купленных или заказанных у этих и других художниц русскими меценатами. И прежде всего, разу­меется, самой Екатериной, чьему выбору и вкусу обычно следовали придворные.

Так, в главе, посвященной Анне Доротее Тербуш, рассказывается о династических галереях Чесменского дворца, для которых Екатерина, родившаяся в Германии, поручила художнице и ее брату написать портреты королевской династии Гогенцоллернов — это весьма выразительный пример того самого использования искусства в политических целях. Впрочем, как отмечает Розалинд Полли Блейксли, на предпочтения широкой публики все это мало влияло.

Императрица Мария Федоровна. Натюрморт.  1869. Фото: Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Императрица Мария Федоровна. Натюрморт. 1869.
Фото: Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Хотя большинство упоминаемых в книге художниц занимались искусством профессионально, все же присутствует на ее страницах и фигура великой княгини Марии Федоровны, невестки Екатерины Великой, жены наследника престола Павла Петровича. Она была художницей-любительницей, но стремилась получить художественное образование в области гравировки и токарной обработки и создала ряд значимых произведений. Блейксли рассматривает вопрос о том, как покровительство искусствам и собственная художественная деятельность Марии влияли на ее стремление укрепить позиции при дворе свекрови, Екатерины II.

Важным аспектом книги стало исследование проблем и рисков, с которыми сталкивались художницы. Даже те из них, кому удавалось профессионально зарекомендовать себя с наилучшей стороны, испытывали на себе проявления банальной мизогинии, которая влекла за собой ограничения и в части форм работы, и в части признания заслуг. В книге описываются и способы, с помощью которых художницы решали эти проблемы.

Еще одна трудность заключалась в том, что иностранные художницы выглядели в России почти исключением из правил. Как признает Блейксли, прямых свидетельств о русских художницах того времени довольно мало. Отчасти это связано с малочисленностью исторических источников, но несомненно и то, что огромную роль играли патриархальные нравы (художественные институты в России начали принимать женщин лишь с середины XIX века).

Впрочем, одно из главных намерений Блейксли состояло в том, чтобы собрать и представить все, что удалось отыскать по этой теме, и она подчеркивает присутствие русских женщин в сфере искусства везде, где только возможно. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+