18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Великая и ее художницы на фоне патриархата

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Гений Александра I». 1814. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Гений Александра I». 1814. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Историк искусства Розалинд Полли Блейксли повествует о сложных профессиональных и гендерных обстоятельствах, в которых работали дамы при дворе императрицы. Та не стремилась облегчить им жизнь, но некоторых все же ценила и привечала

Российская императрица Екатерина II, правившая с 1762 по 1796 год, не без оснований слыла покровительницей искусств. Существует множество научных трудов, посвященных тому, как «русская Минерва» патронировала культуру. Новая книга Розалинд Полли Блейксли исследует вклад, который внесли в этот процесс художники-женщины.

Блейксли опубликовала уже немало работ по истории дореволюционного русского искусства, в том числе отмеченную наградами (включая Премию The Art Newspaper Russia в 2018 году) книгу «Русский холст. Живопись в императорской России. 1757–1881». Ее опыт находит отражение в уверенной презентации предмета, объединяющей большой массив визуальных, документальных и научных материалов.

Центральная тема книги — сложные взаимосвязи гендера, искусства и меценатства в период правления Екатерины Великой. В первых двух главах рассматривается личный, политический и культурный контекст, в котором Екатерина утвердилась при русском дворе — сначала в роли жены наследника престола, а затем в качестве императрицы. Хорошо показано, что она использовала покровительство искусствам как часть политической стратегии.

Rosalind P. Blakesley. «Women Artists in the Reign of Catherine the Great (Northern Lights Series)». Lund Humphries. 152 с.: 62 цв. ил. £45, $64,99. На английском языке
Rosalind P. Blakesley. «Women Artists in the Reign of Catherine the Great (Northern Lights Series)». Lund Humphries. 152 с.: 62 цв. ил. £45, $64,99. На английском языке

И хотя Императорскую академию художеств в 1757 году учредила еще ее предшественница, императрица Елизавета Петровна, именно Екатерина II увеличила ресурсы академии и способствовала тому, чтобы эта институция стала центром художественной деятельности в России. В 1764 году, вскоре после своего восшествия на престол, Екатерина приобрела свою первую крупную коллекцию искусства — 225 произведений, лучшие из которых легли в основу Эрмитажа.

В последующих главах исследуется карьера художниц, чьи работы были заказаны или куплены в тот период русскими меценатами во главе с императрицей. Личное ее отношение к женщинам-художникам и их работе — один из важнейших аспектов, рассматриваемых в книге. Правда, характеризуя свою обширную коллекцию в переписке с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом, императрица писала (пусть и мимоходом): «Я не знаток, я просто жадная». Так или иначе, на подход Екатерины к коллекционированию и заказу произведений искусства с очевидностью влияли представления о статусе и престиже. И в этом отношении она не проявляла особой склонности отдавать предпочтение творчеству именно женщин. Она много читала и советовалась с опытными консультантами в области искусства, будь то Дени Дидро или русские коллекционеры Дмитрий Голицын и Николай Юсупов. По сути, ей просто хотелось «самого лучшего», о чем свидетельствует громкая и даже скандальная покупка знаменитых коллекций Пьера Кроза и Роберта Уолпола в 1770-х годах.

Тем не менее императорский двор и высший свет Санкт-Петербурга привлекали внимание как известных художниц (например, Ангелики Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен), так и начинающих — стоит упомянуть Мари-Анн Колло, которая видела здесь шанс приобрести достойную репутацию. Исследование Блейксли представляет собой всесторонний анализ произведений, купленных или заказанных у этих и других художниц русскими меценатами. И прежде всего, разу­меется, самой Екатериной, чьему выбору и вкусу обычно следовали придворные.

Так, в главе, посвященной Анне Доротее Тербуш, рассказывается о династических галереях Чесменского дворца, для которых Екатерина, родившаяся в Германии, поручила художнице и ее брату написать портреты королевской династии Гогенцоллернов — это весьма выразительный пример того самого использования искусства в политических целях. Впрочем, как отмечает Розалинд Полли Блейксли, на предпочтения широкой публики все это мало влияло.

Императрица Мария Федоровна. Натюрморт.  1869. Фото: Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Императрица Мария Федоровна. Натюрморт. 1869.
Фото: Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Хотя большинство упоминаемых в книге художниц занимались искусством профессионально, все же присутствует на ее страницах и фигура великой княгини Марии Федоровны, невестки Екатерины Великой, жены наследника престола Павла Петровича. Она была художницей-любительницей, но стремилась получить художественное образование в области гравировки и токарной обработки и создала ряд значимых произведений. Блейксли рассматривает вопрос о том, как покровительство искусствам и собственная художественная деятельность Марии влияли на ее стремление укрепить позиции при дворе свекрови, Екатерины II.

Важным аспектом книги стало исследование проблем и рисков, с которыми сталкивались художницы. Даже те из них, кому удавалось профессионально зарекомендовать себя с наилучшей стороны, испытывали на себе проявления банальной мизогинии, которая влекла за собой ограничения и в части форм работы, и в части признания заслуг. В книге описываются и способы, с помощью которых художницы решали эти проблемы.

Еще одна трудность заключалась в том, что иностранные художницы выглядели в России почти исключением из правил. Как признает Блейксли, прямых свидетельств о русских художницах того времени довольно мало. Отчасти это связано с малочисленностью исторических источников, но несомненно и то, что огромную роль играли патриархальные нравы (художественные институты в России начали принимать женщин лишь с середины XIX века).

Впрочем, одно из главных намерений Блейксли состояло в том, чтобы собрать и представить все, что удалось отыскать по этой теме, и она подчеркивает присутствие русских женщин в сфере искусства везде, где только возможно. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+