18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Блокчейн позволит отслеживать провенанс произведений искусства

В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс. Фото: Art Basel
В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.
Фото: Art Basel
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Блокчейн-платформы начали выдавать сертификаты подлинности на произведения искусства. Эксперты считают технологию перспективной, но не уверены, что она может стать универсальной для мирового рынка искусства

Через девять лет после появления блокчейна второго поколения эта технология обрела новую сферу применения, став архивом для цифровых контрактов. Отныне блокчейн, где нон-стоп фиксируются цифровые транзакции, может использоваться в качестве базы для сертификатов и гарантий подлинности физического произведения искусства, а также для контрактов с условиями вторичной продажи работ, от которой автор должен получать отчисления.

Пример подали стартапы из других отраслей, работающие на блокчейне и торгующие предметами роскоши. Например, австралийская компания Everledger выдает сертификаты подлинности и этичности добычи бриллиантов, храня провенанс (включая «цифрового двойника») каждого драгоценного камня — от шахты до ювелирного магазина. Файлы, хранящиеся на блокчейне, не могут быть изменены, что исключает возможность позднейших подтасовок.

Рынок искусства, куда блокчейн ворвался сначала как платформа для невзаимозаменяемых токенов, или NFT, в прошлом году вышел на другой уровень взаимодействия с этой технологией. Произошло это благодаря появлению блокчейн-платформ, на которые заливаются оцифрованные архивы и договоры о заключенных сделках с прописанными условиями — между художниками, арт-дилерами и коллекционерами. Происходит это при каждой покупке и продаже физических произведений искусства.

Основатели таких проектов гарантируют прозрачность сделок, а также предоставляют художникам возможность устанавливать свои условия для перепродажи работ. Сегодня учтены ошибки NFT-художников, которые, продав свои диджитал-работы на одном блокчейне, упустили роялти, когда их произведения купили на другом.

Один из ведущих игроков в этой области — платформа Arcual, работающая при поддержке фонда Luma, MCH Group (владельцы Art Basel) и BCG X (технологическое венчурное подразделение Boston Consulting Group). Она обеспечивает клиентам соглашение с двойной подписью, или сертификат подлинности, заверенное арт-дилером и художником. Через семь месяцев с начала работы Arcual запустила «цифровые досье», функционирование которых было продемонстрировано в рамках недавней ярмарки Art Basel на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.

В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Фото: Art Basel
В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности.
Фото: Art Basel

Новые технологии позволяют художникам добавлять в провенанс изображения и файлы в формате pdf, чтобы создать наиболее полную историю произведения. Это могут быть любые записи, от процесса создания работы до намерений художника относительно ее экспонирования. Все они так же неизменны на блокчейне, как и сертификат подлинности, и являются частью смарт-контракта, заключенного между художником, дилерами и коллекционером.

Генеральный директор Arcual Бернадин Брокер-Видер тесно сотрудничала с Everledger, еще будучи исполнительным директором и основателем Vastari, крупнейшей в мире базы данных частных коллекций и временных выставок, которая в 2016 году получила инвестиции от этой австралийской компании. По словам Брокер-Видер, в разговорах с художниками, дилерами и коллекционерами слово «блокчейн» теперь почти не произносится, потому что подразумевается по умолчанию, технология стала чем-то привычным. И если контракты на основе блокчейна, разработанные для других отраслей: моды, роскоши, морских грузоперевозок, могут требовать дополнительных опций для перестраховки (к примеру, создание «цифрового двойника» или добавление чипа NFT к предметам роскоши, чтобы исключить фейки), то в цифровом досье Arcual художник может просто сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Например, поставить трудноразличимый символ либо добавить патину или потертость, которая станет частью уникального физического облика изделия.

Лондонский галерист Оливер Миро, основатель Vortic (арт-платформы для VR и AR), считает эти технологии перспективными. В частности, его восхищает, что у художников появляется возможность получать отчисления при перепродаже работ. При этом Миро задается вопросом, будет ли новый подход эффективен, «пока весь мир искусства не перейдет на одну общую модель и один блокчейн и будет строго следовать этому правилу». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+