18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Блокчейн позволит отслеживать провенанс произведений искусства

В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс. Фото: Art Basel
В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.
Фото: Art Basel
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Блокчейн-платформы начали выдавать сертификаты подлинности на произведения искусства. Эксперты считают технологию перспективной, но не уверены, что она может стать универсальной для мирового рынка искусства

Через девять лет после появления блокчейна второго поколения эта технология обрела новую сферу применения, став архивом для цифровых контрактов. Отныне блокчейн, где нон-стоп фиксируются цифровые транзакции, может использоваться в качестве базы для сертификатов и гарантий подлинности физического произведения искусства, а также для контрактов с условиями вторичной продажи работ, от которой автор должен получать отчисления.

Пример подали стартапы из других отраслей, работающие на блокчейне и торгующие предметами роскоши. Например, австралийская компания Everledger выдает сертификаты подлинности и этичности добычи бриллиантов, храня провенанс (включая «цифрового двойника») каждого драгоценного камня — от шахты до ювелирного магазина. Файлы, хранящиеся на блокчейне, не могут быть изменены, что исключает возможность позднейших подтасовок.

Рынок искусства, куда блокчейн ворвался сначала как платформа для невзаимозаменяемых токенов, или NFT, в прошлом году вышел на другой уровень взаимодействия с этой технологией. Произошло это благодаря появлению блокчейн-платформ, на которые заливаются оцифрованные архивы и договоры о заключенных сделках с прописанными условиями — между художниками, арт-дилерами и коллекционерами. Происходит это при каждой покупке и продаже физических произведений искусства.

Основатели таких проектов гарантируют прозрачность сделок, а также предоставляют художникам возможность устанавливать свои условия для перепродажи работ. Сегодня учтены ошибки NFT-художников, которые, продав свои диджитал-работы на одном блокчейне, упустили роялти, когда их произведения купили на другом.

Один из ведущих игроков в этой области — платформа Arcual, работающая при поддержке фонда Luma, MCH Group (владельцы Art Basel) и BCG X (технологическое венчурное подразделение Boston Consulting Group). Она обеспечивает клиентам соглашение с двойной подписью, или сертификат подлинности, заверенное арт-дилером и художником. Через семь месяцев с начала работы Arcual запустила «цифровые досье», функционирование которых было продемонстрировано в рамках недавней ярмарки Art Basel на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.

В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Фото: Art Basel
В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности.
Фото: Art Basel

Новые технологии позволяют художникам добавлять в провенанс изображения и файлы в формате pdf, чтобы создать наиболее полную историю произведения. Это могут быть любые записи, от процесса создания работы до намерений художника относительно ее экспонирования. Все они так же неизменны на блокчейне, как и сертификат подлинности, и являются частью смарт-контракта, заключенного между художником, дилерами и коллекционером.

Генеральный директор Arcual Бернадин Брокер-Видер тесно сотрудничала с Everledger, еще будучи исполнительным директором и основателем Vastari, крупнейшей в мире базы данных частных коллекций и временных выставок, которая в 2016 году получила инвестиции от этой австралийской компании. По словам Брокер-Видер, в разговорах с художниками, дилерами и коллекционерами слово «блокчейн» теперь почти не произносится, потому что подразумевается по умолчанию, технология стала чем-то привычным. И если контракты на основе блокчейна, разработанные для других отраслей: моды, роскоши, морских грузоперевозок, могут требовать дополнительных опций для перестраховки (к примеру, создание «цифрового двойника» или добавление чипа NFT к предметам роскоши, чтобы исключить фейки), то в цифровом досье Arcual художник может просто сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Например, поставить трудноразличимый символ либо добавить патину или потертость, которая станет частью уникального физического облика изделия.

Лондонский галерист Оливер Миро, основатель Vortic (арт-платформы для VR и AR), считает эти технологии перспективными. В частности, его восхищает, что у художников появляется возможность получать отчисления при перепродаже работ. При этом Миро задается вопросом, будет ли новый подход эффективен, «пока весь мир искусства не перейдет на одну общую модель и один блокчейн и будет строго следовать этому правилу». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+