18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальный фонд приобрел Манстед-Вуд — шедевр в стиле «Искусств и ремесел»

У Манстед-Вуда оказалась счастливая судьба: полвека о состоянии усадьбы заботились супруги Кларк, для которых это занятие было счастьем. Фото: National Trust
У Манстед-Вуда оказалась счастливая судьба: полвека о состоянии усадьбы заботились супруги Кларк, для которых это занятие было счастьем.
Фото: National Trust
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Государственное финансирование позволило купить дом и сад в английском графстве Суррей. Устройство этой усадьбы стало в свое время отправной точкой в карьере архитектора Эдвина Лаченса и ландшафтного дизайнера Гертруды Джекилл

Манстед-Вуд в графстве Суррей, знаменитая усадьба в духе движения «Искусства и ремесла», стал собственностью Национального фонда — благотворительной организации, которая занимается сохранением «для всеобщего пользования» исторических домов, садов и ландшафтов при финансовой поддержке правительства Великобритании.

Дом и сад, составляющие единый ансамбль мирового значения, в котором здание и окружающий его ландшафт неуловимо, но неразрывно связаны, создал архитектор Эдвин Лаченс (1869–1944) по заказу и в сотрудничестве со своей клиенткой и наставницей Гертрудой Джекилл (1843–1932). Ансамбль выставили на продажу за £5,25 млн после смерти его последней владелицы Марджори Кларк в марте 2022 года. Марджори и ее муж Роберт Кларк — влиятельный банкир, ушедший из жизни в 2013 году, — обновляли и восстанавливали усадьбу на протяжении полувека, купив ее в середине 1960-х. По инициативе супругов доступ в сад многие годы был открыт для посещения организованными группами. Роберт Кларк однажды произнес: «Это была лучшая инвестиция в моей жизни».

Представители Национального фонда рассказали, что организация приобрела дом в частной сделке и «начала сбор средств на реставрацию и обновление сада и дома».

Фонд «с местными жителями и партнерами работает над тем, чтобы в будущем обеспечить оптимальный способ открыть территорию для публики».

Дом и сад составляют единый ансамбль мирового значения, в котором здание и окружающий его ландшафт неуловимо, но неразрывно связаны. Фото: Megan Taylor/National Trust
Дом и сад составляют единый ансамбль мирового значения, в котором здание и окружающий его ландшафт неуловимо, но неразрывно связаны.
Фото: Megan Taylor/National Trust

Уникальная особенность Манстед-Вуда заключается в тесной связи и постепенных переходах между лесом, лесистым садом, цветочными бордюрами, мощением и расположенным на том же уровне первым этажом дома, который построен из суррейского кирпича и баргейтского камня и естественно вписан в ландшафт — как будто специально так, чтобы попадать в поле зрения внезапно. Ощущение внезапности есть и в планировке дома, полной неожиданных поворотов и точек с панорамными видами. Пространство раскрывается постепенно, а эстетику как интерьеров, так и экстерьера обогащают рано проявившееся умение Лаченса работать со светом на каменной кладке, плавная резьба и глубоко посаженные окна.

Дом был построен в 1896 году по проекту 27-летнего Эдвина Лаченса для Гертруды Джекилл — выдающейся писательницы, художницы, историка ремесел, садовода и ландшафтного дизайнера. В 1886 году она приобрела этот участок — 6 га малообещающей пустоши. Она высадила здесь лес в собственном стиле неформального садоводства и поставила несколько минималистичных построек для литературных занятий.

Джекилл познакомилась с Лаченсом в 1889 году. Ему было тогда всего 19 лет, но он уже демонстрировал выдающийся талант и прекрасную память на особенности архитектуры Суррея, куда в детстве приезжал на лето. Именно это знакомство сделало его архитектором. Аскетичная, почти монастырская эстетика Джекилл и чувство «правильности» повлияли на его становление как автора простых зданий в духе романтизма, но и — в более поздние годы — как мастера классицизма, создавшего ряд шедевров, включая зубчатый замок Дрого в Девоне, мемориалы павшим в Первой мировой войне, разбросанные по полям боев во Фландрии и Нормандии, величественную индийскую столицу Нью-Дели и грандиозный незавершенный проект для католического кафедрального собора в Ливерпуле.

Лаченс, в свою очередь, открыл перед Джекилл совершенно новую для нее карьеру ландшафтного дизайнера, что помогало ей содержать дом и сад. Как правило, она работала совместно со своим товарищем-архитектором, в конце 1890-х — начале 1900-х годов получавшим заказы на строительство загородных домов.

Дом был построен в 1896 году по проекту 27-летнего Эдвина Лаченса для Гертруды Джекилл. 1900. Фото: Internet Archive Book Images
Дом был построен в 1896 году по проекту 27-летнего Эдвина Лаченса для Гертруды Джекилл. 1900.
Фото: Internet Archive Book Images

Сама Джекилл была одной из ключевых фигур в истории «Искусств и ремесел». Она была талантливой художницей-любительницей и посещала лекции Джона Рёскина, теоретика и идейного вдохновителя движения, и Уильяма Морриса, искусно применявшего новые эстетические принципы в отделке и дизайне интерьеров. Когда она однажды рассказала Рёскину о планах построить в Суррее дом, отделанный мрамором, тот возразил, что ей следует обратиться к известняку и шпалерам. Это был поворотный момент, впоследствии повлиявший на эстетику не только самого Манстед-Вуда, но и ряда окрестных шедевров архитектуры, над которыми Лаченс и Джекилл работали вместе.

Манстед-Вуд и его хозяйка были тесно связаны с искусством своего времени. Хелен Аллингем создала выдающиеся акварели с видами усадьбы, запечатлев в том числе знаменитые летние цветочные бордюры протяженностью 60 м и шириной 4 м. Уильям Николсон оставил два изображения Джекилл: потрясающий портрет 1920 года, хранящийся в собрании Национальной портретной галереи в Лондоне, и изображение ее садовых ботинок (по легенде, художнику никак не удавалось усадить вечно занятую хозяйку Манстед-Вуда позировать ему достаточно долго).

Когда Роберт и Марджори Кларк приобрели дом в 1960-е годы, через 30 лет после смерти Гертруды Джекилл, многие из бордюров и альпинариев в целях экономии уже были заменены газонами. В октябре 1987 года значительную часть леса уничтожил ураган, обнаживший некоторые оригинальные элементы сада, после чего главный садовник Кларков по имени Стивен Кинг предложил полностью восстановить первоначальную планировку — как возле дома, так и в окружающем его лесу. Кинг мастерски воплотил этот проект в жизнь, а позднее его умело поддерживала Аннабель Уоттс, ведущий эксперт по истории дома и сада и главный садовник Манстед-Вуда на протяжении 20 лет.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+