18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Керамический «Праздник», который теперь опять с нами

Фрагмент панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фрагмент панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств отреставрировали гигантское майоликовое панно авторства скульптора Исидора Фрих-Хара. Осенью оно впервые предстанет перед публикой на выставке в петербургском Манеже

Огромное панно «Праздник» советского скульптора Исидора Фрих-Хара (1893–1978) отреставрировано в мастерских Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Это панно из керамики с момента его поступления в музей в 1946 году хранилось в фондах в разобранном виде. Теперь все его фрагменты восстановлены, создана специальная конструкция для экспонирования. Впервые оно будет показано осенью на выставке «Неподвижность: ХХ век от и до» в петербургском Манеже, а потом зай­мет постоянное место в экспозиции музея в Екатеринбурге.

Справка
Монументальная керамика Исидора Фрих-Хара

Известный советский скульп­тор-керамист Исидор Фрих-Хар не получил профессионального образования. Отсюда, вероятно, происходят как черты примитива и народного лубка, так и ничем не сдерживаемая монументальная сложность его работ. Он родился в Кутаиси, в семье виноградаря. С детства увлекался рисованием, в 16 лет начал лепить и резать по дереву. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, где проявлял чудеса храбрости. Был членом группы «Объединенное искусство» (с 1925 года), Общества художников-станковистов и Общества русских скульпторов (с 1926 года), объединения «Бригада скульпторов» («Бригада восьми»).

С 1926 года начал работать на Конаковском фаянсовом заводе, где с 1930-х руководил художественной лабораторией. Именно здесь Фрих-Хар создал самые известные станковые и монументально-декоративные произведения. В них он впервые применил принцип многоярусного построения композиции, используя для передачи глубины пространства и традиционные композиционные средства, и объемы разной высоты (от контррельефа до горельефа). Все это дополнялось разнообразием приемов лепки, богатством фактур и ярким колоритом. В Конакове были выполнены наиболее значимые его работы в керамике, в частности для павильонов республик СССР на ВСХВ (позднее — ВДНХ), например панно и фризы для павильона Азербайджанской ССР и несколько интерьерных фонтанов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Фрих-Хар был удостоен золотой медали за скульптуру «Пушкин на диване» (за босую ногу поэта, высунувшуюся из-под пледа, подвергся советской критике, в тиражных повторениях ее пришлось задрапировать).

В 1950-х годах Фрих-Хар начал заниматься хрусталем и стеклом. Из этих материалов на заводе в городе Гусь-Хрустальный он выполнил множество предметов — от бытовых до крупных интерьерных.

Еще…

Исидор Фрих-Хар, хотя работал и с деревом, и с металлом, и со стеклом, знаменит именно керамическими произведениями — обычно монументального размера, полихромными, в сложных композициях соединяющими фигуры, элементы натюрморта и пейзажа. Панно «Праздник» из екатеринбургского музея имеет размер 320 на 218 см и состоит из отдельных деталей — иначе его невозможно было бы изготовить и обжечь. На нем соединены фигуры разных масштабов в национальной киргизской одежде, шествует конница, на фоне гор пасутся стада и парят орлы. Судя по надписи «12 декабря 1937 года» на флаге, который несут демонстранты, праздник, давший тему панно, — это день выборов депутатов в Верховный Совет СССР, первые в стране парламентские выборы, проведенные на основе новой Конституции 1936 года.

Фрагмент панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара. Фото: Екатеринбургский музеей изобразительных искусств
Фрагмент панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара.
Фото: Екатеринбургский музеей изобразительных искусств

«Само панно очень большое, но поделено на 49 фрагментов, — поясняет заведующий реставрационными мастерскими Екатеринбургского музея изобразительных искусств Андрей Брагин, — то есть речь шла о реставрации не одного очень крупного произведения, а множества небольших, и сложности с размерами превратились в сложности с объемами работ». Весят все фрагменты вместе более четверти тонны, хотя каждый из них пустотелый, с бортиками и перемычками, в которых автором были сделаны крепежные отверстия. Скорее всего, панно задумывалось как часть архитектурного декора и должно было быть стационарно закреплено на стене. Однако этого не случилось: произведение перемещалось, участвовало в крупных всесоюзных и республиканских выставках в конце 1930-х — начале 1940-х годов, что привело к значительным его повреждениям. Все фрагменты имели какие-то проблемы — от загрязнения до сколов и утрат глазури; несколько было разбито на крупные куски. Восстановительные работы, проведенные художником-реставратором музея Ольгой Туберозовой, усложнялись тем, что глубину рельефа Исидор Фрих-Хар использовал различную, вплоть до самого высокого горельефа.

Панно «Праздник» имеет размер 320 на 218 см и состоит из отдельных деталей. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Панно «Праздник» имеет размер 320 на 218 см и состоит из отдельных деталей.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«С каждым из фрагментов был проведен полный комплекс работ, начиная от удаления поверхностных загрязнений и заканчивая восполнениями, — говорит Андрей Брагин. — Кое-где утраты удалось восполнить по аналогиям. Например, звездочки на навершиях знамен. Однако были элементы, которые крепились отдельно (на это указывают технологические отверстия), такие как уздечки лошадей и еще некоторые мелкие предметы, и были утрачены. Так как прямых аналогов для них нет, восполнять их не стали».

С каждым из фрагментов был проведен полный комплекс работ, начиная от удаления поверхностных загрязнений и заканчивая восполнениями. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
С каждым из фрагментов был проведен полный комплекс работ, начиная от удаления поверхностных загрязнений и заканчивая восполнениями.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Специально для экспонирования была разработана и создана металлическая конструкция почти четырехметровой высоты, на которой будут крепиться все фрагменты панно. В музее уже успели провести тренировочный монтаж и демонтаж. После выставки скульптуры XX века в Петербурге панно на этой конструкции будет помещено в один из залов экспозиции советского периода.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+