18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клод Жилло — учитель Ватто, сатирик и «ремесленник»

Наиболее известная в наши дни картина Клода Жилло — «Две повозки» (1707) из коллекции Лувра. Фото: Wikimedia Commons
Наиболее известная в наши дни картина Клода Жилло — «Две повозки» (1707) из коллекции Лувра.
Фото: Wikimedia Commons
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Книга Дженнифер Тонкович «Клод Жилло: сатира в эпоху Просвещения» знакомит читателей с не слишком известным сегодня художником. Между тем именно он стал основоположником ряда жанров, которыми запомнился французский «галантный век»

Имя Клода Жилло (1673–1722) если и известно за пределами профессиональных кругов, то разве что в качестве учителя Антуана Ватто (1684–1721). В истории французского искусства XVIII века Жилло рассматривается прежде всего как первооткрыватель жанров, которые впоследствии использовал его знаменитый воспитанник. Как сказал о Ватто коллекционер и гравер-любитель Жан де Жюльен в 1726 году, молодой художник «тяготел к празднествам, театральным сценам и современным костюмам, подражая своему мастеру».

Единственная работа самого Жилло, которая сегодня хорошо известна, — это большое полотно «Две повозки» (1707), хранящееся в Лувре. Оно основано на театральной постановке, вдохновленной реальным происшествием, когда две кареты столкнулись лоб в лоб на узкой парижской улочке. У художника это постановочная сцена с двухколесными паланкинами вместо карет. Двух дам-пассажирок, оспаривающих право проехать первой, здесь играют персонажи комедии дель арте Арлекин и Скарамуш в женской одежде. Живой юмор был присущ творчеству Жилло.

Jennifer Tonkovich. «Claude Gillot: Satire in the Age of Reason» / Morgan Museum & Library. Paul Holberton Publishing. 240 с.: 275 ил. £40, $60. На английском языке
Jennifer Tonkovich. «Claude Gillot: Satire in the Age of Reason» / Morgan Museum & Library. Paul Holberton Publishing. 240 с.: 275 ил. £40, $60. На английском языке

Помимо этой картины и небольшого числа других полотен, из его наследия сохранились только рисунки и гравюры. Этот факт, как и скудость документальных свидетельств, способствовали относительной безвестности художника. Но положение дел постепенно меняется. Книга Дженнифер Тонкович «Клод Жилло: сатира в эпоху Просвещения» воспринимается не только как своевременная (она написана к недавней персональной выставке художника в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке), но и как весьма основательная, поскольку представляет собой значимый научный труд.

Дженнифер Тонкович, хранитель рисунков и гравюр в Музее Моргана, попыталась максимально точно воссоздать карьеру Жилло. В частности, она опровергает распространенное мнение о том, что примерно в 1709 году, после того как Ватто покинул его мастерскую, Жилло отказался от живописи, якобы поняв, что не способен конкурировать с бывшим учеником. На самом деле в 1715 году он был принят в парижскую Королевскую академию живописи и скульптуры со статусом мастера исторической живописи.

Тем не менее, как подчеркивает Тонкович, карьера Жилло расцветала в основном за пределами академии, в коммерческой среде художников, которые удовлетворяли растущий спрос на декор и развлечения. Отсюда его приверженность к гравюрам. Еще один контекст творчества возник благодаря театру, точнее, труппе итальянских комедиантов, выступавших на городской ярмарке с 1697 по 1716 год. При этом Тонкович все же склонна сомневаться в устойчивом отождествлении своего героя с неким Жилло, который писал пьесы и руководил театром марионеток на сен-жерменской ярмарке.

Клод Жилло. «Сцена из комедии «Гробница мэтра Андре». 1716. Персонажи комедии дель арте нередко становились героями полотен художника. Фото: Wikimedia Commons
Клод Жилло. «Сцена из комедии «Гробница мэтра Андре». 1716. Персонажи комедии дель арте нередко становились героями полотен художника.
Фото: Wikimedia Commons

После вводной биографической главы идут тематические разделы, исследующие различные аспекты творчества Клода Жилло, включая эскизы костюмов и декораций для оперы, книжные иллюстрации, интерьерный декор. Однако ядро его работ все же составляют рисунки, связанные с тремя основными темами: вакханалии и прочие сцены из языческой древности, театральные сюжеты, основанные на репертуаре итальянской комедии дель арте, и сельские зарисовки в жанре, который тогда называли fêtes champêtres («вечеринки в саду», «празднества на лоне природы»). Все они задумывались как серии, многие рисунки впоследствии переводились в гравюру. Впрочем, большинство гравюр художника было отпечатано уже после его смерти.

Дженнифер Тонкович рассматривает Жилло как фигуру, характерную для его века, в том числе из-за склонности к сатире, что соответствовало скептическому мировоззрению той эпохи. Впрочем, во многих отношениях он кажется принадлежащим, скорее, к раннему Новому времени, когда искусство еще не было отделено от повседневной жизни. Например, в 1715 году путешественник из Швеции записал, что побывал в мастерских двух «ремесленников»: один из них расписывал кареты, а другим был Клод Жилло, занимавшийся тогда созданием гобеленов. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
Об итальянской живописи XVII века рассказывает специалист из числа самых компетентных — искусствовед Виктория Маркова. И не просто рассказывает, а объясняет глубинные принципы и стилистические особенности этого искусства
15.03.2024
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+