На фоне высказываемых, особенно членами Консервативной партии, опасений по поводу притока иммигрантов Великобритания активно выдает «визы таланта» Global Talent, позволяющие жить и работать в стране. По всей видимости, в этом году их будет выдано столько же, сколько и в прошлом (а это 725 виз), если не больше. Количество выданных в прошлом году виз, в свою очередь, вдвое превысило показатель 2021 года.
Среди тех 725 иностранцев, решивших строить творческую карьеру за рубежом, — российский художник Владимир Логутов, работающий с видео-артом и инсталляциями. Его выставки проходили в Китае и в ряде европейских стран. Логутов добирался в Соединенное Королевство через Белоруссию, Грузию и ОАЭ и по прибытии получил «визу таланта». В числе тех, кто поддерживал его финансово и помог получить визу, был Джонатан Уоткинс, возглавлявший галерею Ikon в Бирмингеме с 1999-го и до прошлого года.
Подавляющее большинство художников привели в Великобританию причины политического или экономического характера. Иммигранты прошлого года — выходцы из 69 стран, среди которых не только такие тяжеловесы, как Китай, Нигерия, Россия и США, но и Зимбабве, Исландия, Палестина, Сирия, Уругвай и Чили.
Впрочем, для получения этих данных журналистам пришлось сделать специальный запрос на основании закона о свободе информации. Быть может, дело в том, что Министерство внутренних дел не горит желанием публиковать столь внушительные цифры? Примечательно в этом свете, что многочисленные зарубежные артисты, приезжающие в Соединенное Королевство с выступлениями, сталкиваются с бюрократическими сложностями из-за якобы неправильного типа визы и других неурядиц с документами. В числе тех, у кого возникли подобные проблемы в последнее время, — украинский Академический симфонический оркестр Хмельницкой областной филармонии и немецкая панк-группа Trigger Cut.
Подавляющее большинство художников, обращающихся за британской «визой таланта», являются выходцами из авторитарных или бедных стран. Среди них — поэт Чика Джонс, который уехал из Нигерии после нескольких задержаний полицией, поводом для которых, по его словам, послужили его дреды. Фотографы Бабака Каземи и Парголь Э.Налу уехали из Ирана из-за авторитарного режима и невозможности нормально зарабатывать в родной стране. Но не таков случай 27-летней художницы и иллюстратора из США Огаст Ламм. Изначально она раздумывала о подаче на «визу таланта» во Франции или Германии, но британская процедура показалась ей менее сложной.
Процесс получения визы происходит в целом по одному сценарию. Кандидаты обращаются в Министерство внутренних дел и предоставляют рекомендательные письма из институций, с которыми они сотрудничали. После этого заявку направляют в Совет по культуре и искусству Англии, который занимается отбором под руководством директора по международным делам Ника Макдоуэлла и дает рекомендации МВД. В последние два года совет одобрил около двух третей полученных заявок. Кандидатам требуется заплатить £623 за обработку заявки и еще £624 за годовую медицинскую страховку, чтобы иметь доступ к национальной системе здравоохранения. А спустя пять лет жизни в Великобритании можно подать на бессрочный вид на жительство (Indefinite Leave to Remain), который позволит окончательно обосноваться в стране.
Консервативное правительство настроено против иммиграции, если только речь не идет о работниках в области здравоохранения, нехватка которых в стране очевидна, и о тех, кто приезжает для работы на высокооплачиваемых должностях. Но работа в области искусства и креативных индустрий, как правило, оплачивается не очень хорошо и носит нерегулярный характер. Тем не менее эта схема способна обогатить культурную сцену страны — что считают важным даже некоторые министры.
«Мы перестроили иммиграционную систему таким образом, чтобы привлекать в Соединенное Королевство самых перспективных и талантливых людей, в том числе признанием того огромного вклада, который вносят в нашу богатую культуру представители креативных индустрий, — говорит министр иммиграции Роберт Дженрик. — Благодаря схеме Global Talent Великобритания привлекает художников и музыкантов мирового уровня. Она открыта для лидеров своей области».