18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каталог выставки Татьяны Мавриной: счастье не за морями

Татьяна Маврина. «Балахна стоит, полы распахня». 1967. Собрание М. В. Сеславинского. Фото: Фонд In artibus
Татьяна Маврина. «Балахна стоит, полы распахня». 1967. Собрание М. В. Сеславинского.
Фото: Фонд In artibus
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Художница путешествовала много и часто, но география ее творческих поездок почти полностью исчерпывалась европейской частью России. Новое издание фонда In artibus позволит лучше понять, чем именно ее привлекали окрестности Волги, Оки и Москвы-реки

Художница Татьяна Маврина (1900–1993) за свою долгую жизнь успела сделать очень многое. Трудно представить себе ретроспективную выставку, на которой была бы одновременно показана пусть даже половина ее наследия: получилась бы нескончаемая вереница картин и рисунков. На протяжении десятилетий Татьяна Алексеевна придерживалась мнения, что постоянная работа идет во благо и живописцу, и зрителю: «Так всегда — не знаешь, что получится — пиши! Бог разговаривает с человеком временем». Это не подразумевало, впрочем, легкомыслия и легковесности: на любом этапе своей биографии Маврина хорошо понимала, что и как она делает. Но привыкла работать сериями, маркируя всякое изменение манеры множеством работ — на холсте или бумаге. Со временем — исключительно на бумаге.

Татьяна Маврина у себя дома. 1970-е. Фото:  Фонд In artibus
Татьяна Маврина у себя дома. 1970-е.
Фото: Фонд In artibus

Если выстраивать камерную экспозицию этой художницы, необходим какой-то акцент. Для выставки «Маврина. От моря до моря», состоявшейся минувшей весной в московском фонде In artibus, таким акцентом стала тема путешествий. Но отнюдь не дальних странствий: Татьяна Маврина крайне редко выбиралась за пределы Центральной России, а за границей и вовсе была лишь однажды, уже в довольно преклонном возрасте. География ее поездок — обычно коротких или даже однодневных — внимательно отслеживалась в экспозиции: Вологда, Городец, Кострома, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль и другие примечательные места в окрестностях Золотого кольца. Присутствовал еще ряд работ, сделанных на юге (Гагры начала 1930-х и экзотические для Мавриной Афины середины 1970-х). Ну и Москва, конечно. Тоже путешествие, хотя и пешее в основном.

«От моря до моря: каталог выставки». М.: In artibus Foundation, 2023. 232с., ил.
«От моря до моря: каталог выставки». М.: In artibus Foundation, 2023. 232с., ил.

Те же географические ориентиры присутствуют и в каталоге выставки. Полторы сотни ее экспонатов воспроизведены здесь не в хронологическом порядке, а по тематическим блокам (например, «Подмосковье», «Поволжье» или «На север»). Привязка к местности в случае Мавриной ценна не столько топографической документальностью, сколько возможностью наблюдать эволюцию автора. Как правило, для новых маршрутов использовались и новые художественные приемы. Движение от экспрессивного стиля «в темпе натуры», свойственного участникам группы «13» на рубеже 1920–1930-х годов, в сторону лубочности и яркого, открытого цвета — лишь один вектор изменений, наиболее очевидный. А были и другие, и их чрезвычайно интересно отыскивать в мавринских пейзажах разных лет.

Татьяна Маврина. «Букет в синем кувшине». 1940. Собрание А. Г. Шелудченко. Фото:  Фонд In artibus
Татьяна Маврина. «Букет в синем кувшине». 1940. Собрание А. Г. Шелудченко.
Фото: Фонд In artibus

Поскольку выставка была собрана из частных московских коллекций, неудивительно, что трое владельцев работ сочли необходимым внести свою лепту и в виде текстов. Президент фонда In artibus Инна Баженова во вступительном слове сформулировала, почему этот проект оказался важным персонально для нее. Александр Шелудченко обстоятельно рассказал об отношениях Мавриной с географическими пространствами (отношения эти были не просты и не поверхностны). Михаил Сеславинский опубликовал свое эссе «Теплая Студеная улица», где описал многолетний личный опыт изучения и постижения творчества этой художницы. А искусствовед Анна Чудецкая предоставила для каталога биографический очерк о Мавриной.  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+