18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Фильтры на телефоне позволили увидеть древний наскальный рисунок

Фьельд использовал приложение на своем телефоне, чтобы усилить контраст между картинами и скалой. Фото: Jan Magne Gjerde/NIKU
Фьельд использовал приложение на своем телефоне, чтобы усилить контраст между картинами и скалой.
Фото: Jan Magne Gjerde/NIKU
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Норвежский археолог-любитель обнаружил во время туристического похода с семьей рисунки бронзового века. Различить в поблекших пигментах на камне очертания художественной композиции позволил фоторедактор на смартфоне

Фильтры на телефоне позволяют не только украшать снимки для соцсетей, но и совершать научные открытия. Так, норвежец Тормод Фьелд заметил на скале, возле которой устроился с семьей на привал, не вполне типичные пятна цвета. Археолог-любитель, он предположил, что пигменты могут иметь не природное, а антропогенное происхождение. С помощью фоторедактора на смартфоне он максимально усилил контраст изображений и различные оттенки. В результате проявилась целая композиция: лодка с гребцами, несколько фигур людей и как минимум одна — животного.

Проявилась целая композиция: лодка с гребцами, несколько фигур людей и как минимум одна — животного.  Фото: Jan Magne Gjerde/NIKU
Проявилась целая композиция: лодка с гребцами, несколько фигур людей и как минимум одна — животного.
Фото: Jan Magne Gjerde/NIKU

Ученые из Норвежского института исследований культурного наследия (NIKU) прибыли на место, чтобы оценить находку, и пришли к выводу, что она относится к бронзовому веку. «Легко подумать, что такие детали хаотично образованы из природных пигментов. Но здесь так много „сов­падений“, что они просто не могут быть случайными», — прокомментировал находку профессор Ян Магне Гьерде. Ученые решили не обнародовать местонахождение росписей, сообщив лишь, что это в округе города Мосс. Дело в том, что даже легкого прикосновения непосвященного человека достаточно, чтобы стереть пигменты. Тех, кто все же обнаружит росписи, археологи призывают не трогать их, а любоваться на расстоянии.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+