18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Генри Мур вырабатывал «угольный пласт» на своей малой родине

Генри Мур. «Подростки-шахтеры у надшахтного копёра». 1942. Фото: The Hepworth Wakefield
Генри Мур. «Подростки-шахтеры у надшахтного копёра». 1942.
Фото: The Hepworth Wakefield
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Заказ военного времени на создание серии работ про английских шахтеров выявил несколько неожиданную грань личности этого художника

Удивительно обнару­жить исследование творчества Генри Мура (1898–1986), в котором нет ни единого изображения «лежащей женщины», да и вообще почти нет женщин, за исключением нескольких фигур, совсем для него нетипичных.

Крис Оуэн, бывший глава Кембриджской школы искусств Университета Англия — Рёскин, составил подробный рассказ о работе Мура над заказом 1941–1942 годов от Консультативного комитета военных художников (WAAC), поручившего запечатлеть работу шахтеров в Йоркшире. Оуэн блестяще использует эту историю, чтобы исследовать меланхолию и некоторую политическую «левизну», которые почти подспудно были свойственны художнику. Кульминацией этих качеств стали потом его «черные рисунки» 1970-х годов.

Chris Owen. «Drawing in the Dark: Henry Moore’s Coalmining Commission». Lund Humphries. 168 с.: 140 цв. и ч/б ил. £40. На английском языке
Chris Owen. «Drawing in the Dark: Henry Moore’s Coalmining Commission». Lund Humphries. 168 с.: 140 цв. и ч/б ил. £40. На английском языке

Незадолго до получения заказа на шахтерскую тему Мур создал серию рисунков с изображением лондонцев, укрывающихся от налетов германской авиации, и она на многие годы стала для него подобием визитной карточки. Взяться за серию о шахтерах предложил ему искусствовед Герберт Рид, и Мур вызвался поработать на угольной шахте Уэлдейл в Каслфорде, в западной части графства Йоркшир, где когда-то трудился его отец.

Условия выглядели экстремальными: художнику предстояло работать при свете ламп в пыльных, темных и вызывающих клаустрофобию угольных пластах; передвигаться там приходилось сгорбившись, а порой и ползком. Ко всему прочему Генри Мур испытывал своего рода социо­фобию: возвращение к истокам выходило болезненным и требовало преодоления классовой пропасти, возникшей к его 43 годам. Фактически он уже не был местным.

Сохранилось несколько довольно неловких фотографий Мура под землей, сделанных фотографом для журнала Illustrated Magazine, на которых художник запечатлен рисующим шахтера за работой — и тот, конечно же, откровенно позировал. Делалось это вынужденно. Вообще-то при работе над скульптурой Мур сначала формировал мысленный образ, а затем к основному рисованному эскизу добавлял наброски, сделанные с других ракурсов.

Однако в шахтах ему приходилось рисовать прямо с натуры, да еще и с движущейся модели. До этого у Генри Мура не наблюдалось интереса к объектам в движении — равно как и к установлению с моделью личного контакта. Тем не менее художник проявил упорство и смог найти новые образы.

Генри Мур. «Убежище в метро в серых тонах». 1940. Фото: Tate
Генри Мур. «Убежище в метро в серых тонах». 1940.
Фото: Tate

Всего в шахтерском подземелье он выполнил 27 рисунков. На них изображены почти призрачные, но мускулистые фигуры, искривленные от напряженного труда и частично подсвеченные. WAAC, который должен был оплатить ему работу и все расходы, принял результат с восторгом.

Серия экспонировалась в 1942 году в лондонской Национальной галерее, опустевшей без старых мастеров, вывезенных из здания в военное время.

Некоторые из рисунков Генри Мура были куплены британскими и американскими коллекционерами, но в дальнейшем эта серия не вызывала особого интереса публики и исследователей.

Оуэн указывает на связь шахтеров Генри Мура с двумя его бронзовыми скульп­турами поверженных воинов, выполненными в 1950‑е годы. Исследователь обнаруживает сходство в том, как художник противопоставляет боль и страдания обычного человека некоему условно-героическому шаблону.

Добавим, что Мур никогда не идентифицировал и не наделял персональными качествами людей, которых всегда называл «шахтерами». Его цель заключалась не в реалистичности — скорее, он хотел вывести обобщенный образ человека из рабочего класса. И тут прослеживается еще и личная связь между автором книги и ее героем. Оуэн отмечает, что его собственного отца направили работать на шахту в Нортгемптоншир в 1944–1947 годах. Отсюда, возможно, его особая чувствительность к социальным аспектам шахтерской серии Генри Мура. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+