18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антология отечественного неоклассицизма представлена в Русском музее

Константин Сомов. «Портрет Мефодия Лукьянова». 1928. Фото: Государственный Русский музей
Константин Сомов. «Портрет Мефодия Лукьянова». 1928.
Фото: Государственный Русский музей
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

На выставке «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» демонстрируются зримые доказательства того, что не авангардом единым прирастало русское искусство в первой четверти ХХ века, были у художников и вечные ценности

Более 200 произведений из собрания Государственного Русского музея объединяет направление в искусстве, которое возникло в начале ХХ века и просуществовало недолго, хотя при желании его временные рамки можно расширить до начала 1930-х.

Елена Борисова и Григорий Стернин, известные историки русского искусства XIX — начала XX века, назвали нео­классицизмом широкое художественное и общественное движение, которое выступало за утверждение ценностей культуры не столько как возврата к прошлому, сколько как следования вечным ценностям. В качестве таковых ценностей лучше всего подходили античная культура — классика — и ее последователи — Ренессанс XV–XVI веков и классицизм XVIII века. Русский неоклассицизм заметнее всего в архитектуре начала ХХ столетия. В изобразительном искусстве с этим сложнее, однако в целом модерн, символизм, объединение «Мир искусства», неорусский стиль, другие неавангардные течения можно отнести к неоклассицизму.

Николай Крымов. «Утро». 1918. Фото: Государственный Русский музей
Николай Крымов. «Утро». 1918.
Фото: Государственный Русский музей

Слово Владимиру Круглову, куратору выставки: «Русский неоклассицизм позиционировал себя как „охранитель“ высоких традиций национальной культуры и мирового классического искусства. С ним связывались утопические идеи совершенствования человека и социальных отношений. Неоклассики отрицали „бесстилье“ эклектизма, академизм и „бескрылый реализм“, импрессионизм, который, по их мнению, опоэтизировал зыбкое, сиюминутное и тем разрушал систему традиционной картины. Так же негативно они относились к „вызовам“ молодых бунтарей из стана авангардизма. Меланхоличным или трагическим образам символизма неоклассицизм противопоставил строгую структуру, ясность и позитивность образов».

Иконой неоклассицизма в русской живописи стал двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» Александра Яковлева и Василия Шухаева, где авторы и отсылают к портретам высокого Возрождения, и иронизируют над ними, обряжая себя в костюмы комедии дель арте, и спорят с коллегой Полем Сезанном (его драматичные «Пьеро и Арлекин» находились в собрании Сергея Щукина, художники могли видеть эту картину). Шухаев и Яковлев учились в Академии художеств у Дмитрия Кардовского, создавшего в 1904 году Новое общество художников (НОХ), в которое входили художник-пейзажист Константин Богаевский, скульптор Леонид Шервуд, архитектор Алексей Щусев и другие «неоклассики».

Константин Богаевский. «Классический пейзаж» («Сумерки в долине»). 1910. Фото: Государственный Русский музей
Константин Богаевский. «Классический пейзаж» («Сумерки в долине»). 1910.
Фото: Государственный Русский музей

За точку отсчета неоклассицизма куратор выставки берет, соглашаясь в этом с Борисовой и Стерниным, знаменитую картину Леона Бакста «Древний ужас». Апокалиптическое изображение гибели древней Атлантиды воспринималось как выступление в защиту ценностей античной культуры. От Бакста прямая дорога ведет к портретам Валентина Серова. Русский музей припас еще его эскиз к картине «Похищение Европы». В центре выставки, конечно, магия неоклассических портретов: Мефодий Лукьянов кисти Константина Сомова, Федор Нотгафт — Бориса Кустодиева, Александр Коровин — Бориса Григорьева. Античную линию гнут «Вакханка» Кузьмы Петрова-Водкина, «Баня» Зинаиды Серебряковой и ее же эскизы росписей для Казанского вокзала, а также эскиз росписи плафона в доме Василия Носова в Москве, созданный Евгением Лансере.

Скульптуру неоклассицизма принято связывать с именами Сергея Коненкова и Александра Матвеева — оба представлены здесь изображениями юношей: Коненков ближе к греческому архаичному прототипу, Матвеев — чувственнее, его мальчик — из ХХ века. Как и «Девушка с полотенцем», в то время как «Раненая» Коненкова могла бы появиться и в XVIII столетии.

Последний привет от нео­классицизма посылают на выставке «Автопортрет» (1933) Казимира Малевича и «Метростроевка со сверлом» (1937) Александра Самохвалова. Если первый на склоне лет встраивал супрематические «орнаменты» в свой строгий лик сурового классика (или неоклассика), то второй, находясь в расцвете сил, перенаправил неоклассицизм в русло начинавшегося соцреализма. Вполне в духе революционного времени.  

Государственный Русский музей
«Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+