18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лавиния Фонтана: возможно, первая в истории профессиональная художница

Лавиния Фонтана. «Клеопатра». 1605. Фото: Galleria Spada
Лавиния Фонтана. «Клеопатра». 1605.
Фото: Galleria Spada
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Если рассказывать о женщинах-новаторах в европейском искусстве, то итальянка Лавиния Фонтана — одна из очевидных героинь такого рассказа. Большая выставка повествует о ее уникальной судьбе и представляет результаты недавней реставрации

Женщины добивались выдающихся художественных успехов в монастырях или при дворе и раньше, но именно Лавиния Фонтана (1552–1614) стала первой державшей собственную процветающую мастерскую — сперва в родной Болонье, а позднее в Риме. Именно поэтому ее называют первой профессиональной художницей в истории западноевропейского искусства.

Национальная галерея Ирландии, в собрании которой находится самая большая из дошедших до нас картин Фонтаны «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1599), посвятила художнице крупную монографическую выставку.

Лавиния Фонтана. «Автопортрет с клавикордом и служанкой».1577. Фото: Accademia Di San Luca
Лавиния Фонтана. «Автопортрет с клавикордом и служанкой».1577.
Фото: Accademia Di San Luca

В экспозицию «Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил» вошло более 50 полотен и графических произведений. По словам куратора Иифы Брейди, выставка посвящена многочисленным случаям, когда художница шла наперекор традициям и делала что-то впервые в истории. Основное внимание уделено главной специализации Фонтаны — портретной живописи, но посетители также увидят образцы ее беспрецедентно крупноформатных алтарных картин и изображений обнаженного женского тела во времена, когда женщинам было запрещено изучать человеческую анатомию.

Лавиния Фонтана. «Венера и Марс». Около 1595.  Фото: Fundacion Casa de Alba
Лавиния Фонтана. «Венера и Марс». Около 1595.
Фото: Fundacion Casa de Alba

Судя по всему, художественное образование, полученное Фонтаной, было продиктовано экономической необходимостью. Тяжело заболев, ее отец Просперо, сам незаурядный портретист, видел в младшей дочери, как говорит Брейди, «будущую опору семьи». Когда Лавиния по расчету выходила замуж за сына негоцианта Джан Паоло Дзаппи, условия были нетрадиционными для того времени: в брачном договоре, представленном на выставке в первом зале, специально оговаривалось, что она сможет продолжить художественную карьеру. И хотя биографы того времени путаются в деталях, нам известно, что на протяжении последующих десятилетий Фонтана работала плодотворно и методично, при этом успев родить 11 детей.

Просперо Фонтана. «Портрет астролога». Около 1575. Фото: Galleria Spada
Просперо Фонтана. «Портрет астролога». Около 1575.
Фото: Galleria Spada

Начало карьеры художницы пришлось на период, когда женщины в Болонье получили больше возможностей участвовать в общественной жизни, в том числе в качестве покровительниц искусств. Представительницы аристократии составляли основу клиентуры. Фонтана создавала изящные маньеристские портреты с тщательно прописанными костюмами и украшениями, что сделало их, по словам Брейди, «непременным элементом интерьера в домах этих женщин». Одним из примеров служит представленный на выставке монументальный «Портрет семьи Гоццадини» (1584) — первое известное нам художественное произведение, созданное женщиной-художницей по заказу женщины — покровительницы искусств.

Лавиния Фонтана. «Христос в доме Марии и Марфы». Около 1580. Фото:
Лавиния Фонтана. «Христос в доме Марии и Марфы». Около 1580.

Изучение техники Фонтаны началось лишь в последние десятилетия — и уже позволило сделать ряд открытий. «Просто удивительно, как много интересного всплыло на поверхность! — отмечает куратор. — Сейчас Фонтане атрибутируют около 130 картин, однако после окончания выставки я, возможно, смогу дать вам другую цифру».  

Национальная галерея Ирландии
«Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил»
До 27 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+