18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Энгр: как один художник нескольких герцогов очаровал

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814.
Фото: Музей Конде

Успешнейший мастер первой половины XIX века, Энгр никогда не вписывался в традиционные рамки. За его кажущимся строгим следованием принципам классицизма спрятаны «оригинальность и неустанный поиск совершенства»

По крайней мере, именно так считают кураторы выставки «Энгр. Художник и его герцоги», открывшейся в Музее Конде в замке Шантийи под Парижем. Акцент они делают на связях Жана-Огюста-Доминика Энгра с герцогами Орлеанскими, протянувшихся через все этапы его творческого пути.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819.
Фото: Музей Конде

Одним из самых важных патронов Энгра был Фердинанд-Филипп Орлеанский, старший сын короля Луи-Филиппа I и наследник французского престола в 1830–1842 годах, не только талантливый военачальник, но и коллекционер и меценат. Именно он в 1839 году купил полотно «Эдип и Сфинкс», написанное Энгром во время пенсионерской поездки в Рим. Он же заказал художнику картину «Антиох и Стратоника» на сюжет из Плутарха. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблен в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом (полотно, которое сейчас кажется дидактичным и сентиментальным, вызвало восторг на парижском Салоне). В 1842 году Энгр написал портрет Фердинанда-Филиппа — и в том же году молодой герцог погиб, когда лошади понесли его коляску. Король Луи-Филипп и королева Мария-Амели решили поручить художнику создание витражей для часовни Святого Фердинанда, построенной менее чем через год после трагедии на том самом месте, где умер герцог, недалеко от Порт-Майо в Париже.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840.
Фото: Музей Конде

В октябре 1847 года Генрих Орлеанский, герцог Омальский (1822–1897), пятый сын Луи-Филиппа, поручил Энгру расписать витражи часовни замка Шантийи. Генрих получил замок от двоюродного деда, принца Конде, и намеревался восстановить его после разрушения в ходе революции. Влияние Энгра на герцога Омальского было так велико, что превратило этого политика-монархиста в одного из величайших коллекционеров Франции XIX века и, вероятно, стало одной из причин щедрого меценатского дара: он передал Шантийи вместе со всеми художественными сокровищами Институту Франции, и с тех пор тут музей.

На выставке представлено более 110 произведений Энгра, не только из собрания Шантийи, но и из Музея Энгра — Бурделя в Монтобане (Франция) и Коллекции Фрика (США).

Музей Конде
«Энгр. Художник и его герцоги»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+