18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ориентализм на нашей почве: Восток опознается не по компасу

Николай Карахан. «Строят плотину». 1932. Фото: Фонд Марджани
Николай Карахан. «Строят плотину». 1932.
Фото: Фонд Марджани
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Увидела свет иллюстрированная книга «Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX–XXI веков», выпущенная Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани (Фонд Марджани) и издательским домом «Медина»

В названии альбома отсутствует слово «ориентализм», хотя оно встречается в заглавиях статей, написанных разными авторами. Скорее всего, этот термин не вынесен на обложку из-за возможных коннотаций со знаменитой книгой «Ориентализм. Западные концепции Востока» (1978) Эдварда Саида, американского профессора палестинского происхождения. В том своем труде ученый выявлял колониальную сущность представлений, формировавшихся европейской мыслью в отношении Северной Африки, Передней и Центральной Азии, Индии, Китая. Став хрестоматийной, книга Эдварда Саида затруднила для других исследователей употребление самого слова «ориентализм». Как минимум к нему теперь нужны дополнительные пояснения.

«Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX–XXI веков» / Сост., отв. ред. Р. Р. Сулейманов. М.: Фонд Марджани; Медина, 2023. 488 с., ил.
«Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX–XXI веков» / Сост., отв. ред. Р. Р. Сулейманов. М.: Фонд Марджани; Медина, 2023. 488 с., ил.

Во «Взгляде на Восток» пояснения как раз присутствуют. Одно из них, сформулированное Галиной Тулузаковой, звучит так: «Для Запада Восток — это „другой“ (в терминологии Э. Саида), а для России Восток — это в том числе и она сама… Возможно, поэтому русский ориентализм долгое время ни творцами, ни широкой публикой не выделялся из общего течения культурной жизни». Тут, правда, понадобится уже пояснение к пояснению: все-таки существовал в России и вполне «обычный» художественный ориентализм — с экзотикой и романтическими впечатлениями, привезенными из путешествий в Дамаск, Иеру­салим, Каир, Стамбул. Этому тренду отдал дань целый ряд героев очерка Ольги Нефедовой «Век российского ориентализма» (имеется в виду период с конца XVIII до начала XX столетия) — от прославленного Карла Павловича Брюллова до малоизвестного Карла Ивановича Рабуса.

Попутно отметим, что дальние «творческие командировки» могли сопрягаться иной раз и с разведывательными намерениями. Так, к «торжественному посольству в Константинополь» 1793–1794 годов, которое возглавил Михаил Кутузов, был причислен «для снятия видов» прапорщик и профессиональный художник Гаврила Сергеев. Он, в частности, создал подробную карту Стамбула и Босфора с рельефом местности и фортификационными сооружениями — она воспроизведена в книге. Однако в свободное время Сергеев писал акварелью изящные турецкие пейзажи. Ими он потом в России зарабатывал на хлеб, выгодно продавая копии своих работ — и еще вариации чужих, тоже «оттоманских».

А вот уже в XIX веке наряду с заморской экзотикой процветал ориентализм и собственный — сначала явственно имперский, как у Николая Каразина, летописца туркестанских войн, или баталиста Франца Рубо (по загадочной причине составители альбома обошлись в нем без живописи Василия Верещагина). Другая разновидность оте­чественного ориентализма — изобразительная этнография. Но чем дальше, тем он становился все рафинированнее и изысканнее. Очерк Нефедовой завершает описание того, как Константин Коровин в Самарканде боролся с непривычной ему натурой, готовясь к оформлению Среднеазиатского павильона России на Всемирной выставке в Париже (1900).

Франц Рубо. «Караван в ауле». 1889. Фото: Государственный русский музей
Франц Рубо. «Караван в ауле». 1889.
Фото: Государственный русский музей

Во вступительной статье к изданию Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ и ректор Московского исламского института, говорит о том, что это «полноценное историко-критическое исследование отражения ориентальной тематики в российской живописной традиции». Так оно и есть, хотя исследование это все же не носит исчерпывающего или энциклопедического характера. Для рассмотрения взяты отдельные темы, каждой из которых посвящена обзорная статья.

Все они чрезвычайно щедро проиллюстрированы, и тут необходимо подчеркнуть, что «Взгляд на Восток» — коллективный труд не только в части текстов (они, к слову, публикуются и на русском, и в переводе на английский), но и визуального материала. На призыв издателей откликнулось множество столичных и региональных музеев — от Русского, Третьяковки и Музея Востока до художественных собраний из Грозного, Казани, Кисловодска, Майкопа, Махачкалы и Нальчика. В качестве зарубежных партнеров выступили Государственный музей искусств Узбекистана из Ташкента и многим у нас известный Государственный музей искусства Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого из Нукуса. В итоге участников издательского проекта набралось больше 40.

Среди иллюстраций почти нет «дежурных», всегда и везде отвечающих за восточный колорит в российском искусстве. Напротив, преобладают произведения не слишком известные, даже если их авторы знакомы любому школьнику (скажем, не часто встретишь репродукции горных пейзажей в исполнении мариниста Ивана Айвазовского или передвижника Николая Ярошенко). И уж тем более наша широкая аудитория мало знает о сегодняшних художниках, работающих с «ориентальными» контекстами. Между тем хронологический диапазон книги достигает XXI века, так что можно почерпнуть немало для себя нового и из актуальной повестки. Например, в обзоре Марии Филатовой «Современное искусство мусульманских регионов России: взгляд с Востока» — здесь фигурируют не только Таус Махачева и Аслан Гойсум, снискавшие международное признание.

Елена Коровай. «Женщины в розовом». Фото: Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого
Елена Коровай. «Женщины в розовом».
Фото: Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого

Присутствуют в книге и сюжеты, которые не то чтобы оглушительно популярны, однако вполне на слуху и на виду в последнее время. Прежде всего речь о «туркестанском авангарде» 1920–1930-х годов. Этот феномен описывает и характеризует Антон Успенский в очерке «От русского к советскому ориентализму». Другая тема, тоже востребованная современными историками искусства, сформулирована Младой Хомутовой прямо в названии ее эссе — «Эвакуация художников на Восток (1941–1943)». Как ни парадоксально, в обоих этих текстах сквозная мысль — о творческой свободе в не самых, казалось бы, пригодных для свободы условиях.

Не забудем и про три других историко-художественных обзора. Статья Лейлы Гейбатовой «Ориентализм и профессиональное изобразительное искусство республик Северного Кавказа», выстроенная довольно извилисто, включает в общий дискурс «завоевательную» живопись XIX века, этнографию, дореволюционную пейзажную культуру и монументалистику советского периода. Очерк Екатерины Ермаковой «Земли полуденной волшебные края…» — о крымском топосе и логосе: что значил этот полуостров для поколений художников. А упомянутая выше Галина Тулузакова предлагает эссе «Казань: диалог русского и татарского искусства. Пересечения, взаимовлияния». Если совсем коротко, тех пересечений и взаимовлияний обнаруживается куда больше, чем подсказывает неосведомленное воображение. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+