18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портрет как история, и искусство, и игра

Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930. Фото: Фонд In artibus
Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930.
Фото: Фонд In artibus

На выставке портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus представлены произведения российских художников разных эпох — с XVIII века до наших дней

На выставке в московском фонде In artibus собрано около полусотни портретов разных веков из коллекции Инны Баженовой. Среди них есть знакомые публике произведения, появлявшиеся прежде на выставках фонда и в московских музеях, однако часть работ показана впервые.

Портрет — жанр, требующий взгляда терпеливого и эрудированного зрителя. Вполне он раскрывается при долгом разглядывании, каждый портрет своеобразен и самодостаточен.

Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Некоторые из работ, показанных в фонде, вполне могли бы претендовать на выставку одной картины. Например, «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И.Козицкой?)» выглядит отдельной драгоценностью. Впрочем, как почти любая работа Федора Рокотова. Или вот еще один портрет — «Дочь художника Надя» Ильи Репина, сделанный в 1876 году под влиянием увиденных в Париже работ Эдуарда Мане. Трудно поверить: глядя на живопись, подобную этому портрету двухлетней Нади, современники опасались, что Репин свернет с пути реализма, — а он всего лишь пробовал писать быстро и эмоционально. Еще одна звезда, уже советского периода, — «Девушка с подсолнухами» (1930) Ильи Машкова, где на полотне соединены и разные жанры (портрет с приметами пейзажа и натюрморта), и ярчайшие цвета солнечных оттенков.

Все эти портреты, представленные в одном пространстве, предлагают некую интеллектуальную игру: почему куратор соединила их так и в таком порядке? Потому ли «Портрет молодой сидящей женщины» Алексея Венецианова представлен рядом с портретом Александра Попова кисти Зинаиды Серебряковой, что в них главенствует синий цвет? Или потому, что на лицах обеих моделей мягкая, умная усмешка? Синий потом перекидывается в портрет девушки не слишком известной художницы Ольги Яновской, а затем заливает прекрасный «Портрет девушки с кошкой» конца 1920-х годов Константина Истомина (кошка, кстати, есть еще одна). Прокладывая свой путь по выставке, можно использовать метод контрастов: например, гипертрофированный эстетизм Ростислава Барто против гипертрофированного артистизма Анатолия Зверева, и так далее.

Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х. Фото: Фонд In artibus
Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х.
Фото: Фонд In artibus

Часть экспозиции как будто выстроена, чтобы отследить развитие живописной манеры мастеров московской школы живописи, от Петра Кончаловского и Ильи Машкова до Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина. Но можно «играть» и по-другому: искать и сравнивать портреты детей, автопортреты (Александр Глускин, Михаил Куприянов, Надежда Удальцова), девичьи лица и лица мрачных старух. И совсем для посвященных — найти в зале портреты владелицы коллекции Инны Баженовой и куратора выставки Елены Руденко.

Фонд In artibus
«Как живые! Портреты XVIII–XXI вв. из частной коллекции»
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+