18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Кутаиси на поиски золотого руна, старинных монастырей и аутентичной архитектуры

Башня собора Баграти. Кутаиси. Фото: Pablo Méndez/ age Fotostock/Фотобанк Лори
Башня собора Баграти. Кутаиси.
Фото: Pablo Méndez/ age Fotostock/Фотобанк Лори
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Остановившись в древней столице Грузии, можно исследовать целую россыпь достопримечательностей края Имеретия, и не исключено, что вы убедитесь в правоте византийского историка, писавшего: «Из всех земель Колхиды эта — лучшая»

Второй по величине город Грузии, Кутаиси уж точно славен не размерами. Хорошо сохранившаяся застройка XIX века, а также несколько памятников, относящихся к гораздо более ранним эпохам, создают Кутаиси заслуженную репутацию едва ли не самого аутентичного города Грузии. «Один из древнейших в Европе», «город Медеи», «первая столица» — самые распространенные эпитеты, которыми в путеводителях награждают Кутаиси. Впрочем, о 2,5 тыс. лет истории в самом городе мало что напоминает. Так, в местном историческом музее можно увидеть найденные на территории Имеретии артефакты бронзового века, в том числе знаменитые ювелирные изделия колхидской культуры (колхи — собирательное название древних грузинских племен), а также предметы, относящиеся к Античности. Позолоченные копии колхидских украшений и статуй бронзового века украшают установленный в 2011 году фонтан на центральной площади Давида Агмашенебели (Давида Строителя).

Находки, сделанные во время археологических раскопок в Кутаиси и его окрестностях, подтверждают существование здесь в античную эпоху высокоразвитой культуры. Известно, что примерно в VI веке до н.э. выходцами из Милета тут были основаны греческие торговые колонии, в том числе Айа, она же Кутайя, она же Кутаиси. Колхида фигурирует и в древнегреческих мифах: именно сюда аргонавты отправились за золотым руном, а дочерью местного царя была как раз Медея. В расположенном в 40 км от Кутаиси Археологическом музее Вани представлены предметы, обнаруженные на месте античного города.

Вид города, на переднем плане – Благовещенский собор.  Фото: Евгений Суворов/Фотобанк Лори
Вид города, на переднем плане – Благовещенский собор.
Фото: Евгений Суворов/Фотобанк Лори

К Средним векам относится построенный на рубеже X–XI столетий царем Багратом III храм Успения Богородицы, главный собор единого Грузинского царства. Возвышающееся на холме в центре Кутаиси сооружение относят к числу важнейших памятников грузинской церковной архитектуры. В XVII–XVIII веках Кутаиси был под властью турок, которые в 1691 году взорвали храм, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Собор простоял в руинах до недавнего времени. В начале 2010-х стараниями тогдашнего президента Михаила Саакашвили храм Баграти превратился в стройплощадку. Сегодня он выглядит как новый — и как раз за это был лишен статуса памятника ЮНЕСКО.

Зато построенный другим великим грузинским монархом, Давидом Строителем, монастырь Гелати сохранил не только средневековые стены, но и великолепные фрески и мозаики XII века. Монастырский комплекс в 10 км от центра Кутаиси включает в себя большой храм Рождества Богородицы XII века и еще два храма веком помладше. На алтарном своде главного собора сохранилась единственная в Грузии мозаика XII столетия — изображение Богоматери Никопеи с младенцем Христом на руках в окружении архангелов Гавриила и Михаила. На фресках изображены не только традиционные религиозные сюжеты, но и заказчики, правители, члены царской семьи и церковные деятели Грузии. С 1994 года Гелатский монастырь в списке ЮНЕСКО.

Фрески монастыря Гелати. Фото: Zoonar.com/Ana Flašker /age Fotostock/Фотобанк Лори
Фрески монастыря Гелати.
Фото: Zoonar.com/Ana Flašker /age Fotostock/Фотобанк Лори

В десяти минутах езды от Гелати, на противоположном берегу речки Цкалцители, утопает в зелени деревьев примостившийся на скальном выступе монастырь Святых Давида и Константина (Моцамета). Построенный в эпоху Баграта III, он на 100 лет старше и более камерный, чем Гелати. До обоих монастырей можно добраться от города пешком или на такси. Также к ним ведет железнодорожная ветка Кутаиси — Ткибули, по которой курсирует уникальный пригородный поезд из единственного вагона. Любители железнодорожного туризма приезжают в Кутаиси ради одного этого маршрута.

В самом городе в числе древнейших достопримечательностей — бывшая резиденция правителей Имеретии, Окрос Чардахи («Золотой шатер»), на берегу реки Риони. От некогда величественного комплекса сохранился лишь двухэтажный Малый дом, архитектура и внутреннее убранство которого относятся к XVII–XVIII векам. Несмотря на позднейшие перестройки, здание интересно как пример традиционной грузинской светской архитектуры. Особенно хороши каменные арки первого этажа, благодаря которым дом словно стоит на сваях — такая конструкция выдерживает даже сильные наводнения.

Фрагмент панно у северного входа на городской рынок («Зеленый базар»). Фото: Walter Bibikow/age Fotostock/Фотобанк Лори
Фрагмент панно у северного входа на городской рынок («Зеленый базар»).
Фото: Walter Bibikow/age Fotostock/Фотобанк Лори

Дворец находится в Старом городе, одном из самых живописных районов Кутаиси. Лучший вид на него открывается во время подъема по канатной дороге, нижняя станция которой расположена в нескольких шагах от особняка. Воздушные вагончики проплывают над Риони и доставляют всех желающих в местный парк культуры и отдыха на смотровую площадку. На том же берегу расположены храм Баграти и Ботанический сад.

Вернувшись назад на левый берег по одному из городских мостов, стоит отправиться на прогулку по еврейскому кварталу, по преимуществу сохранившему историческую застройку XIX — начала ХХ века. История евреев в Грузии насчитывает не века, но, скорее, тысячелетия, а община Кутаиси была до массовой репатриации в Израиль одной из крупнейших на территории Российской империи и СССР. Пройдя насквозь еврейский квартал с тремя синагогами, можно вернуться к берегу Риони и осмотреть построенный в 1823 году католический собор в стиле барокко.

Старый город. Кутаиси. Фото: Walter Bibikow/ age Fotostock/Фотобанк Лори
Старый город. Кутаиси.
Фото: Walter Bibikow/ age Fotostock/Фотобанк Лори

Жилые кварталы древней части Кутаиси представляют собой живописные одноэтажные и небольшие двухэтажные домики, террасами спускающиеся к реке. На их фоне совершенно удивительно смотрится так называемый Королевский квартал — более трех десятков зданий в духе европейской эклектики, выстроенных на пересечении улиц Циспери Канцелеби и Ниноцминда во второй половине XIX века. Роль символического входа в квартал выполняет арка с надписью на французском Mon Plaisir. Регулярная планировка, улицы, выложенные булыжником, величественные здания, чистота — подобный уголок Франции можно встретить в Грузии еще разве что в Тбилиси.

Значительные изменения в облик Кутаиси внес советский период. Самый яркий образец «сталинского ампира» с национальным колоритом — это, конечно, здание Драматического театра имени Ладо Месхишвили на центральной площади. Впрочем, ценителям монументального и помпезного неоклассического стиля послевоенного периода нужно обязательно доехать до города-курорта Цхалтубо в 14 км от Кутаиси и полюбоваться на величественные заброшенные здания санаториев с колоннадами, скульптурами и фонтанами.

Скульптуры летающих мальчиков перед бывшим зданием парламента. Фото: Walter Bibikow/age Fotostock/Фотобанк Лори
Скульптуры летающих мальчиков перед бывшим зданием парламента.
Фото: Walter Bibikow/age Fotostock/Фотобанк Лори

Символом нового этапа в истории города и страны стало напоминающее стеклянную улитку или черепаху здание парламента, который базировался в Кутаиси в 2012–2018 годах. Его спроектировал испанский архитектор Альберто Доминго Кабо, прославившийся проектами типовых полицейских участков, возведенных по всей стране при президенте Михаиле Саакашвили.  


Кутаисский исторический музей

«Богородица Гелатская». XVI в. Кутаисский исторический музей. Фото: Wikimedia commons
«Богородица Гелатская». XVI в. Кутаисский исторический музей.
Фото: Wikimedia commons

Музей размещен в трехэтажном здании, построенном в 1894–1896 годах для Национального банка Грузии. В экспозиции представлены предметы истории начиная с каменного и бронзового веков, значительные античная и раннесредневековая коллекции, предметы культуры и быта XVII–XIX столетий. Особого внимания заслуживают колхидские драхмы и статер с изображением Александра Македонского, а также икона Христа XI–XII века из монастыря Святых Давида и Константина и иллюминированное Золотое Евангелие 1502 года.

Кутаиси, ул. Пушкина, 18


Галерея изобразительного искусства им. Давида Какабадзе

Галерея изобразительного искусства им. Давида Какабадзе. Фото: Wikimedia commons
Галерея изобразительного искусства им. Давида Какабадзе.
Фото: Wikimedia commons

В музее собраны значимые работы известных грузинских художников, в том числе Феликса Варлы (Варламишвили), Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и Нико Пиросмани. Классик грузинского авангарда Какабадзе, в честь которого названа галерея, родился недалеко от Кутаиси в небольшой деревушке, получил образование в Петербурге, несколько лет прожил во Франции, где примкнул к так называемой Парижской школе. В его творчестве цветные пейзажи родной Имеретии сочетаются с кубистическими и абстрактными полотнами.

Кутаиси, ул. Руставели, 8


Моцамета

Церковь Великомучеников монастыря Моцамета. Фото: Wikimedia commons
Церковь Великомучеников монастыря Моцамета.
Фото: Wikimedia commons

Небольшая церковь Великомучеников монастыря Моцамета находится в 6 км к востоку от Кутаиси, в живописной долине реки Цкалцители. Ансамбль монастыря состоит из компактного собора XI века, колокольни и каменной стены с башней, построенной в XIX веке. В храме в золотой раке хранятся нетленные мощи мучеников Давида и Константина, грузинских воинов VIII века. К сожалению, древние росписи внутри здания не сохранились. С территории монастыря открывается потрясающий вид на округу.

Деревня Моцамета, муниципалитет Ткибули


Цхалтубо

Цхалтубо. Фото: Wikimedia commons
Цхалтубо.
Фото: Wikimedia commons

Некогда один из самых популярных бальнеологических курортов СССР, Цхалтубо известен целебными радоновыми водами и помпезными архитектурными сооружениями в стиле «сталинский ампир». Несмотря на то что сейчас курорт практически превратился в руины, а работать продолжает всего пара отелей, заброшенные грандиозные здания советских санаториев выглядят завораживающе. Город был спроектирован и построен в начале 1950-х годов в форме амфитеатра: все санатории возведены вокруг центрального парка, где находятся источники.

Цхалтубо, Имеретия

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+