18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На ВДНХ бьет фонтан детских воспоминаний

Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Если бы в этом году не случилось 110-летия российской анимации, его необходимо было выдумать, чтобы провести выставку, призывающую «жить дружно»

Чебурашка, Бременские музыканты, Дядя Федор, Ежик в тумане — архетипические образы современной русской культуры, в любви к ним признаются люди разных поколений, социального положения и политических взглядов. Поэтому выставка «Жить дружно» на ВДНХ рассчитана на универсальный успех.

Проект посвящен 110-летию отечественной анимации: экспозиция имеет хронологически-тематическую структуру, материал разделен на десять глав — «Первооткрыватели», «Сказочный реализм», «Авторская анимация» и т.п.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

По словам одного из организаторов, главы архитектурного бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, ее невероятно тронули куклы из любимых мультфильмов, рисунки, раскадровки — первооснова того, что составляет лучшие моменты наших детских воспоминаний. Весь этот материал, по ее мнению, заслуживает не менее трепетного к себе отношения, чем, скажем, графика Дюрера.

Лауреат Каннского кинофестиваля, фильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) считается одним из непревзойденных образцов сказочной анимации. Сам Хаяо Миядзаки признавался, что в юности выбрал творческий путь после просмотра этого фильма. Он же не раз называл своим учителем Юрия Норштейна. В ­2003-м на фестивале в Токио 140 аниматоров и кинокритиков выбрали 20 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Первым номером в этом списке шел «Ежик в тумане» Норштейна (1975). Вторым, кстати, его же «Сказка сказок» (1979).

А фильм Александра Петрова «Старик и море» (1999) представляет собой, в сущности, живописное произведение, «длящееся» 20 минут: 29 тыс. кадров написаны вручную масляными красками по стеклу, на работу ушло полтора года. В 2000 году титанический труд получил «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Менее известный в России Владислав Старевич (1882–1965) стал одним из родоначальников мировой кукольной анимации. Его пародия на рыцарские сюжеты «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» (1912) произвела сенсацию во всем мире. Техника покадровой анимации была в те годы никому не известна; зрители и пресса считали, что фильм — результат невиданной системы дрессуры насекомых. По экрану на задних лапках ходили жуки: в ботфортах, при шпагах, они клялись в любви прекрасным дамам и сражались за них на дуэлях. Секрет успеха заключался в том, что Старевич всерьез увлекался энтомологией — сделанные им куклы-муляжи отличить от реальных насекомых было практически невозможно. Немудрено, что его работами восхищался Уолт Дисней.

Хотя выставка и охватывает заявленные в названии 110 лет, золотым веком отечественной анимации считается рубеж 1960–1970-х: именно тогда были созданы первые серии «Ну, погоди!», «Маугли», «Умка», «Паровозик из Ромашкова» и другие классические фильмы.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Чтобы детям было удобно рассматривать кукол и рисунки, часть экспонатов разместили чуть ниже принятого на выставках уровня. В экспозиции много пояснительных текстов, и истории про создание мультфильмов подчас не менее занимательны, чем сами ленты.

Своего рода апофеоз всей выставки — «Фонтан дружбы», перекликающийся с главным фонтаном ВДНХ. «Струи» в нем созданы с помощью разрисованных пластмассовых листов, по кругу стоят фигуры мульт­персонажей. Так создатели выставки во главе с куратором Павлом Шведовым подчеркнули ее суть, заключенную в самом названии.

Выставка организована киностудией «Союзмульт­фильм», Фондом поддержки анимации и бюро Planet9. В ее создании приняли участие все крупнейшие российские анимационные студии. 

ВДНХ. Павильон № 34. Центр «Космонавтика и авиация»
Жить дружно
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+