18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В древнем суданском городе найдены уникальные христианские росписи

Настенные изображения, обнаруженные в старой Донголе, могут скорректировать представления ученых о нубийской цивилизации. Фото: Alamy/Legion media
Настенные изображения, обнаруженные в старой Донголе, могут скорректировать представления ученых о нубийской цивилизации.
Фото: Alamy/Legion media
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Обнаруженный в Старой Донголе выдающийся образец христианского искусства содержит изображения с не встречавшейся прежде иконографией. Теперь этот памятник оказался под угрозой из-за вооруженного конфликта в Судане

Ранним утром 14 апреля жители Хартума, столицы Судана, услышали звуки минометной и артиллерийской стрельбы: между государственной армией под командованием генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана и военизированной группировкой, известной как «Силы быстрого реагирования», во главе которой стоит Мухаммад Хамдан Дагло, разгорелся ожесточенный бой.

Идущие боевые действия ставят под угрозу не только жизнь мирного населения страны, но и ценности иного рода. Например, уникальную сокровищницу христианского искусства, которую группа археологов под руководством польских специалистов несколько месяцев назад обнаружила в Старой Донголе, древнем городе в песчаной пустыне на севере Судана. С VI века Старая Донгола была столицей коптского царства Макурия, площадь которого на пике его могущества равнялась территориям Испании и Франции вместе взятых. Город обладал богатой культурой и процветал благодаря тесным торговым связям с Египтом. Считается, что столица этого царства была и центром власти христианских архиепископов.

«Объект не под угрозой, по крайней мере пока. Но никто не знает, в каком направлении ситуация в Судане будет развиваться, — говорит польский археолог Артур Облуский. — Старая Донгола находится приблизительно в 300 км к северу от Хартума, основного театра военных действий в борьбе за власть в этой бедной стране. Мы разбили рядом с объектом лагерь и предложили укрыться там нашим знакомым семьям из Хартума».

Обнаруженная три года назад церковь, возможно, самая большая из когда-либо найденных в Нубии. Фото: M. Reklajtis/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Обнаруженная три года назад церковь, возможно, самая большая из когда-либо найденных в Нубии.
Фото: M. Reklajtis/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Артур Облуский специализируется на христианской Нубии и возглавляет Польский центр средиземноморской археологии при Варшавском университете. Именно его экспедиция обнаружила потайной комплекс помещений, украшенных изображениями с древней христианской иконографией. Облуский полагает, что эти произведения, вероятно, были призваны помочь царю Макурии в трудный час.

На помещения «неожиданно наткнулись», по словам археолога, когда раскопки велись под остатками частных домов периода Фунджа (XVI–XIX века). Дома располагались рядом с самой крупной из нубийских христианских церквей; ее нашли три года назад благодаря технологии дистанционного зондирования и идентифицировали как Большую церковь Христа.

«Мы полагаем, что эти залы могли служить мемориальным комплексом, посвященным представителям макурианской элиты или даже царской семьи», — говорит Облуский. Одна из комнат имеет форму гробницы и украшена росписями и текстами, на основании которых можно предположить, что изначально она использовалась в качестве хранилища Святых Даров для причастия. С южной стороны археологи обнаружили еще две расписанные комнаты, с западной — более обширное помещение, которое когда-то было увенчано куполом. Работы пока не закончены; руководитель экспедиции надеется завершить раскопки к осени, если позволят обстоятельства.

Куполообразное сооружение к востоку от церковной апсиды может быть могилой архиепископа. Фото: A. Wujec/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Куполообразное сооружение к востоку от церковной апсиды может быть могилой архиепископа.
Фото: A. Wujec/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Композиция одной из росписей, украшающих комнату-гробницу, прежде не встречалась в христианской иконографии нигде в мире. По словам Облуского, это уникальное произведение, которое может изменить наши представления о расцвете и упадке Макурии и христианства в целом на территории современного Судана. «Большинство ученых, специализирующихся на византийском периоде и искусстве той эпохи, пренебрегают нубийской цивилизацией, считая ее африканской периферией, не заслуживающей пристального внимания», — говорит археолог.

На росписи изображен архангел Гавриил, обнимающий царя, который, в свою очередь, целует руку Христа в облаке. «При изображении контакта простых смертных со святыми или Христом, в особенности в позднеантичном искусстве, этот контакт никогда не бывает непосредственным. Смертные лишь касаются одежд или накидки», — объясняет Облуский.

Изображения сопровождаются надписями, которые удалось расшифровать. В них несколько раз упоминается царь по имени Давид и содержатся обращения к Богу с просьбой защитить город. Этим городом, по-видимому, и была Старая Донгола, а упомянутый царь Давид, вероятно, тот, кто изображен на фреске. Давид был одним из последних правителей христианской Макурии. В 1275 году он по неизвестным причинам решил пойти войной на Египет. В ответ египетская армия мамлюков вторглась в Нубию, и в 1276 году Старая Донгола была разграблена впервые в своей истории.

Вид с высоты птичьего полета на испытательную траншею в апсиде собора. Фото: A. Chlebowski/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Вид с высоты птичьего полета на испытательную траншею в апсиде собора.
Фото: A. Chlebowski/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Облуский считает, что роспись можно датировать именно этим временем. Возможно, она создавалась, пока мамлюки подходили к городу или пока осаждали его, — в надежде на божественное вмешательство. «Они разрушили Большую церковь Христа и поставили на место царя Давида нового правителя, — рассказывает археолог. — С этого момента начался резкий упадок Макурианского царства и христианства в регионе». Царь Давид бежал из Донголы и добрался до царства Аль-Абваб, где его взял в плен местный правитель и передал мамлюкам. Известно, что он умер в одной из тюрем Каира.

После этого на протяжении почти целого века Макурией управляли марионеточные цари, возводимые на престол мамлюками. Борьба за власть привела к распространению ислама и гонениям на христиан. По оценкам Исследовательского центра Пью, сегодня более 90% населения Судана исповедует ислам и только 5% — христианство.

Находка в Старой Донголе была сделана в рамках проекта «Городская метаморфоза населения средневековой африканской столицы», который финансируется Европейским исследовательским советом и реализуется с 2018 года. Финансирование раскопок и реставрации объектов в Старой Донголе продолжится. Это поможет лучше понять, как из столицы христианства она превратилась в центр ислама — в стране, которой все еще не удается найти способ мирного сосуществования людей разных вер и убеждений. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+