18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Как разглядеть музей в городе, а город — в музее

Королевский музей Онтарио. Фото: Patrick Baum
Королевский музей Онтарио.
Фото: Patrick Baum
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Книга Калума Сторри «Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас» — научное исследование, но преподнесенное в формах, свойственных лирическому жанру. Опираясь на собственные впечатления, автор пробует вывести формулу новой музейной архитектуры

В предисловии ко второму изданию своей работы Калум Сторри пишет, что в ее названии содержится отсылка к книге «Нью-Йорк вне себя» архитектора Рема Колхаса, которую «можно считать также избирательной, эксцентричной историей Нью-Йорка». Его же «Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас» можно назвать, с натяжкой, затейливой, беллетризованной историей музеев в эпоху модернизма. Сторри эту историю не излагает, а рассказывает о собственных ощущениях от посещения существующих музеев, о возможных впечатлениях от тех, что остались в нереализованных проектах, а также описывает свои путешествия по Парижу, Лондону и Лас-Вегасу. И именно личные пространственные переживания автора, реальные и фантазийные, придают его научному по сути труду оригинальность и обаяние.

Калым Сторри. «Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 344 с.
Калым Сторри. «Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 344 с.

Однако обилие цитат и ссылок, главных героев и проходных персонажей, масса подробностей и куча предположений (именной указатель и ссылки занимают несколько страниц) тормозят чтение этого ученого исследования в форме задушевной беседы.

Всю первую главу Сторри посвящает толкованию вынесенного в заголовок понятия, но за многословием теряется суть, а данное в последнем абзаце книги определение «музея вне себя» кажется только кокетством: «Оказывается, что это линза, через которую можно разглядеть город, и что снаружи намного больше всего, чем внутри». Но если фантазирование и философствование по поводу связи «город — музей — смерть — кладбище» могут и наскучить, то описание обстоятельств возникновения музея в современном его понимании, как неотъемлемой и органичной части городской среды, безусловно, интересно.

Первая рассказанная в книге история — о краже «Джоконды» из Лувра, места, где впервые «частная коллекция, или кунсткамера, превратилась в музей, открытый для широкой публики». Здесь же Сторри, повествуя о событиях столетней давности, положительно оценивает расширение входной зоны Лувра по проекту Бэй Юймина (Йо Минг Пея или Юй Мин Пэя, как привычнее называть архитектора), предпринятое в конце прошлого века. А вот творение Фрэнка Гери и Томаса Кренса он прямо-таки клеймит: «Экспозиция Гуггенхайма в Бильбао — результат навязчивых желаний архитектора, арт-маркетинга и кураторских амбиций».

Лувр. Фото: Michael Fousert
Лувр.
Фото: Michael Fousert

В первой части книги рассматриваются замыслы и действия по преображению музеев, увлекавшие модернистов начала ХХ века: Марселя Дюшана, Фредерика Кислера, Эль Лисицкого и Курта Швиттерса, которые «экспериментировали с идеей и формой». В последних главах Сторри разбирает работы неоклассиков, постмодернистов и деконструктивистов: Фрэнка Гери, Даниеля Либескинда, Джеймса Стирлинга. А в середине «Музея вне себя» помещены две интереснейшие главы, подробно представляющие идеи и работы Карло Скарпы и сэра Джона Соуна.

«Соуна притягивали архитектура смерти и идея музея», — пишет Сторри и подчеркивает, что тот построил «Даличскую картинную галерею, где мавзолей основателя стал центральным элементом конструкции, предназначенной, как правило, для показа картин». А Скарпа, «проводящий параллели между проектами музеев и гробниц, занимает то же положение в ХХ веке, что и Соун в веке XIX». Возможно, в книге этим двум архитекторам уделено так много страниц и внимания потому, что никто до Сторри, кажется, не фокусировался на их обостренном восприятии смерти.

Историки архитектуры, как правило, пишут не столь эмоционально, как историки искусства, но Калум Сторри — архитектор по образованию и практикующий выставочный дизайнер — в своей книге не скрывает, а открыто демонстрирует чувства, не чураясь ни иронии, ни пафоса. «Он словно хочет заменить предметы архитектурной идеей и опровергнуть нарративы, содержащиеся в этих предметах, созданием конструкции. Но тем самым он заменяет меланхолию трагедией», — так красиво и точно в книге охарактеризован Либескинд. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+