18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей-гараж: в конце 2024 года в здании Мельникова откроют Музей транспорта

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Музей представил концепцию экспозиции, которая на двух этажах покажет в ретроспективе все многообразие московского транспорта — от гужевой повозки до электробусов

В гараже для грузовых машин на Новорязанской улице, который архитектор Константин Мельников спроектировал в сотрудничестве с инженером Владимиром Шуховым, вскоре разместятся не только грузовики, но и электробусы, и вагоны метро, и другие виды транспорта, начиная с гужевой повозки, которые служили жителям Москвы в разные эпохи. Дело в том, что после основательной реставрации здания в нем, по поручению мэра столицы Сергея Собянина, откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Произойдет это в конце 2024 года.

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Гараж, построенный в 1926–1929 годах на неудобном треугольном участке, получил нетривиальную форму полукольца. Теперь это кажется символичным. «Мелодика архитектуры Мельникова влияет на сторителлинг экспозиционных решений, ведь транспортная инфраструктура Москвы построена на кольцах», — отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко на пресс-конференции, посвященной реставрации гаража и его приспособлению под современное выставочное пространство. Она также подчеркнула, что гараж, являющийся видным памятником архитектуры авангарда, станет не только домом для основной экспозиции, но и главным ее экспонатом. Для этого зданию вернут чистоту формы, убрав наслоения и пристройки, которые возникли позднее и исказили его облик. Кроме того, музей не станут обносить оградой, чтобы сохранить максимально широкую зрительную перспективу.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Экспозиция разместится на двух этажах. С улицы, через новый вход в форме треугольника (дань уважения архитектуре авангарда с ее подчеркнутым геометризмом), посетители будут попадать в подземную часть музея, посвященную — что закономерно — истории московского метрополитена. Здесь ретроспективно будут показаны разные типы вагонов. Из подземной галереи публика будет подниматься на эскалаторах на первый этаж, где увидит все многообразие наземного транспорта: автомобили, автобусы, трамваи и так далее — всего 52 экспоната. Те виды транспортных средств, что не сохранились до наших дней, заменят полноразмерные макеты. Почти все объекты будут доступны к посещению: музей хотят сделать интерактивным, мультимедийным и безбарьерным.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

К созданию концепции приступили в 2020 году. К слову, именно тогда Музей транспорта Москвы начал новую жизнь после масштабной реорганизации. На реализацию проекта (а занимаются им архитектурное бюро «Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ») было выделено почти 3,7 млрд руб.

По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, этот проект «сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2».

Процесс проектирования выставочного пространства подчинен задаче сохранения самого гаража, который является памятником архитектуры регионального значения. Предметом охраны, как уточнила на пресс-конференции главный архитектор музея Наталья Воронцова, выступает общая композиция фасадов, планировочные решения здания и материалы. Что касается фасадов, то, помимо вычинки кирпичной кладки, будет возвращен исторический облик витражам на торце: стеклоблоки 1960–1970-х годов заменят на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал сам Мельников.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Важно отметить, что проект потянул за собой и благоустройство всей Новорязанской улицы. По ней, к слову, пролегает один из участков так называемого музейного маршрута «Т» — еще одного проекта Музея транспорта Москвы. По этому маршруту ходят последние два московских троллейбуса (их даже украшали росписями современных художников, в частности Ирины Кориной). Теперь троллейбусы в буквальном смысле музейная редкость. Впрочем, пока их движение приостановлено в связи с работами по благоустройству Басманного района. Но к открытию музея маршрут должны запустить вновь.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Здание на Новорязанской улице — это уже второй гараж Мельникова, который трансформируется в музей. Так, Бахметьевский гараж выпустил из своих стен Музей современного искусства «Гараж», а затем стал Еврейским музеем и центром толерантности. Теперь же в Москве будет не только музей «Гараж» и музей в гараже, но и буквально музей-гараж. Ведь в сущности здание в Басманном районе, превращаясь в культурную институцию, сохранит и свою первоначальную функцию — хранение транспорта. Хороший маневр, чтобы умилостивить гения места.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+