18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Туфельки не для Золушек, а для обычных женщин

Туфли-лодочки из золотистой кожи с фигурным контуром верха. 1980-е. Фото: ГМИ СПб
Туфли-лодочки из золотистой кожи с фигурным контуром верха. 1980-е.
Фото: ГМИ СПб
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Музей истории Санкт-Петербурга выпустил уникальное издание, посвященное женской городской обуви. Каталог коллекции музея охватывает два последних столетия и рассматривает главным образом массовую продукцию фабрик и мануфактур

Каталог «Женская обувь XIX–XX веков» посвящен не только моде на обувь за последние два столетия, но и истории появления и развития петербургских и ленинградских обувных предприятий. Книга позволяет узнать и об особенностях формирования коллекции обуви самого Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб). В его фондах представлены как уникальные изделия поставщиков императорского двора, так и предметы массового производства советской эпохи.

«Женская обувь ХIX-XX веков в собрании ГМИ СПб»/Автор-составитель М.В. Терехова. СПб: ГМИ СПб, 2022. 448 с., цв.ил.
«Женская обувь ХIX-XX веков в собрании ГМИ СПб»/Автор-составитель М.В. Терехова. СПб: ГМИ СПб, 2022. 448 с., цв.ил.

Коллекции исторических костюмов и обу­ви можно увидеть практически во всех крупных музеях страны. Особенно богатыми собраниями обладают Эрмитаж и дворцы-музеи вокруг Петербурга. Они показывают во всем разнообразии предметы из гардеробов членов императорской и великокняжеских семей, среди которых немало настоящих шедевров башмачного искусства. Но в них отсутствует повседневная обувь петербуржцев разных сословий. Рядовая обувь хранится в различных краеведческих и исторических музеях по всей стране, но такие собрания, как правило, невелики и фрагментарны. Одной из самых крупных коллекций повседневной обуви массового производства обладает Музей обуви в городе Кимры, историческом регионе обувной промышленности. Но по сравнению с собранием Музея истории Санкт-Петербурга она носит ярко выраженный местный характер. Дополнительная ценность коллекции петербургского музея состоит в том, что в ней имеются не только образцы индивидуального, кустарного пошива, но и обувь массового производства, известная на всю страну. Фактически собрание ГМИ СПб позволяет увидеть историю обуви в России во всем ее объеме.

«Свой каталог мы делали, чтобы специально показать не уникальные вещи, а представить обувь как срез городской культуры, — рассказала нашему изданию Мария Терехова, автор-составитель книги и научный сотрудник музея. — Это действительно первый в России такого рода каталог, хотя разные музеи проводили многочисленные выставки одежды и обуви и выпускали к ним каталоги. В них можно увидеть очень красивые, эксклюзивные вещи, а мы представили обувь в контексте быта горожан, петербуржцев и ленинградцев, за последние два века».

Демонстрация коллекции, созданной модельерами ЛДМО в честь 50-летия СССР. 1967. Фото: Б.С. Лосин/ГМИ СПб
Демонстрация коллекции, созданной модельерами ЛДМО в честь 50-летия СССР. 1967.
Фото: Б.С. Лосин/ГМИ СПб

Коллекция обуви ГМИ СПб насчитывает около 800 предметов, значительная ее часть относится к советскому периоду, хотя первый экземпляр женских туфель из музейного собрания датируется 1820 годом. Целенаправленное формирование коллекции обуви началось в 1953 году, когда в музей были переданы предметы из так называемых кабинетов номенклатуры, где была представлена как массовая продукция, так и образцы, не дошедшие до конвейера.

Рассказывает каталог и об истории обувных мануфактур. Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры было учреждено в 1859 году и вскоре получило название «Треугольник» (в советское время — «Красный треугольник»). Оно выпускало резиновые галоши и ботики, столь нужные в дождливом климате Петербурга. В 1882 году в столице империи возникло Товарищество санкт-петербургского механического производства обуви, в 1910 году получившее название «Скороход». Во второй половине XX века «Скороход» стал крупнейшим в стране производителем обуви. Образцы производства этих предприятий детально представлены в каталоге. Научные статьи дополнены обширным изобразительным материалом: историческими фотографиями, документами, рекламными плакатами, репродукциями картин. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+