18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ульяна Подкорытова: «Я балансирую между тремя точками — эрос, танатос и юмор»

Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021. Фото: Иван Лягачев
Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021.
Фото: Иван Лягачев
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В своем искусстве Ульяна Подкорытова предстает и сказительницей, и заклинательницей, и волшебной героиней. Художница поведала нам о том, какие силы заключены в косе, как убаюкать природу, а также о проекте на «Архстоянии»

В начале вашего художественного мира было не слово, а коса. Как возник этот мотив и в чем суть «косизма»?

Самый известный из «измов», связанных с Россией, — это космизм. Создавали его мужчины — философы и ученые. Я подумала, что нам нужен какой-то женский «изм» и пускай он будет незлой шуткой над космизмом. Им стал «косизм», потому как коса в нашей традиции связана с девушкой. Хотя такие хитросплетения на голове носили и мужчины-викинги, и индейцы-апачи — эта прическа встречается в разных культурах.

Коса в некий момент стала обсессивным синдромом в моем искусстве: я начала лепить ее, заплетать, сняла фильм про женщину с многометровой косицей. Все это было представлено на моей первой выставке «Косая» в 2016 году на «Винзаводе». Также у меня есть персонаж, являющийся моим альтер эго — Гертруда Свирепая. Она русская Wonder Woman. У нее есть две суперсилы: голос (пронзительный до того, что пилит деревья) и десятиметровая коса, которую она может использовать как лассо, чтобы сражаться с врагами и ловить красавчиков.

досье
Ульяна Подкорытова
Художница

1984 родилась в Брянске
2007 окончила факультет графических искусств Московского государственного университета печати им. И.Федорова
2017 окончила курс видео-арта в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А.Родченко
2017 номинирована на премию «Инновация» в номинации «Новая генерация»
2020 вошла в шорт-лист Премии Сергея Курехина в номинации «Лучший медиаобъект»
Живет и работает в Москве и Абрамцеве
Персональные выставки:
«Косая» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2016), Inventio (Gogova Foundation, Баку, 2017), «Гертруда Свирепая и Москва-река» (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2018), «Рай’ок» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2020), «Быстрая жизнь — медленный мир» (Myth Gallery, Санкт-Петербург, 2022)
Работы находятся в российских и зарубежных частных коллекциях, в собраниях Государственной Третьяковской галереи и МАММ

Еще…

Вы рисуете, лепите, делаете перформансы, снимаете видео — откуда такой диапазон?

Мои родители — керамисты по образованию, муж сестры — резчик по дереву, тетя — резчик по кости. Я выросла в Абрамцеве в атмосфере местных мастерских, и у меня нет страха ни перед каким материалом. К тому же сегодня многие художники владеют разными медиа — это почерк времени. На территории современного искусства все мы немного витрувианские люди с большим количеством рук.

Ульяна Подкорытова. Из проекта «Быстрая жизнь» — медленный мир в Myth Gallery (Санкт-Петербург). 2022. Фото: Павел Смирнов
Ульяна Подкорытова. Из проекта «Быстрая жизнь» — медленный мир в Myth Gallery (Санкт-Петербург). 2022.
Фото: Павел Смирнов

У вас по-настоящему сказочная фамилия. Неужели это не псевдоним?

Это древняя фамилия, которая распространена на Урале и происходит от топонима. Один из моих прадедов, атаман, жил в станице, куда ссылали казаков. Недалеко от нее есть деревня Подкорытова, существующая до сих пор. «Корытами» назывались высокие берега вдоль рек, и люди, которые там селились, получали фамилию Подкорытовы.

Вы работаете с темой идентичности. Что это за идентичность: женская, национальная?

Мне близка феминная история: интересно, как женщина ощущает себя в современном мире. Но также я рефлексирую на тему своего происхождения, рода, страны, в которой я живу. То, что происходит сейчас, вызывает во мне максимально болезненные чувства, но заставляет еще больше задуматься о своей русскости. Вообще, в работах я балансирую между тремя точками: эрос, танатос и юмор. И хотя я художник яркий, певучий, со своими странными веселыми картинками, в том, что я делаю, всегда есть трагическая составляющая. Сегодня невозможно не говорить о смерти, но невозможно не говорить и о жизни, ведь мы еще не умерли. А рассуждать о трагических событиях и выжить среди них помогают юмор и эмпатия.

Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021. Фото: Павел Смирнов
Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021.
Фото: Павел Смирнов

Как трагическое проявляется в ваших работах?

Для выставки «Быстрая жизнь — медленный мир» в петербургской галерее Myth я сделала деревянные скульптуры плакальщиц, образ которых взяла из солдатских сказок времен Петра I, когда мужчин забирали на 20 лет (а точнее, пожизненно. — TANR) в рекрутский набор. Одним из расхожих сюжетов в них является встреча солдата и Бабы-яги. Служивый бредет по лесу, видит вдалеке мерцающий огонек, подходит к избушке, стучится, открывает Баба-яга, и между ними происходит битва. Дальше развивается хоррор, который часто сопутствует фольклору: солдат отрубает Бабе-яге голову, а та встает на две косы и бежит за ним. В этой голове заложен облик смерти. Я зацепилась за этот образ и, чтобы нивелировать страх перед ужасным, придала смерти зооморфные черты — маленькие керамические глазки и ушки. Дерево — живой материал, и так получилось, что одна из скульп­тур треснула прямо по центру лица. Я решила, что, пока конфликт не завершится, я не буду ее лечить, а дам ей пострадать и заложу в это сакральный смысл. А когда все успокоится, возьму золотую массу и в духе японской техники кинцуги заделаю трещину, чтобы она никогда больше не раскрывалась.

Выставка «Быстрая жизнь - медленный мир». Myth Gallery. 2022. Фото: Myth Gallery
Выставка «Быстрая жизнь - медленный мир». Myth Gallery. 2022.
Фото: Myth Gallery

А что такое постфольклор, к которому вы обращаетесь в своем искусстве?

Для меня это прежде всего интернет-фольклор: мемы, письма счастья в WhatsApp, стикеры в Telegram. Народное сознание продолжает рождать странные обряды. Как-то меня позабавил совет публиковать 12 «сторис» в день. Надо понимать, что фольклор — это не медведь, не балалайка и не клюква, а некое антропологическое знание, которое связано не только с прошлым, но и с настоящим. А современный художник все-таки говорит о проблемах настоящего.

Например, об экологии?

В рамках художественной резиденции Gogova Foundation в Баку я решила написать колыбельную для Апшеронского полуострова, который абсолютно высосан нефтедобывающей промышленностью. Что-то материнское, успокоительное, чтобы полуостров уснул и набрался сил. Для этой колыбельной я записала в Музее ковра красивый звук, рождающийся, когда ткачихи специальными крючками дергают за ниточки — будто играют на расстроенной арфе. А басовую партию составил шум работающих нефтекачек.

Ульяна Подкорытова. «Волшебный камень». Выставка «Быстрая жизнь - медленный мир». Myth Gallery. 2022. Фото: Myth Gallery
Ульяна Подкорытова. «Волшебный камень». Выставка «Быстрая жизнь - медленный мир». Myth Gallery. 2022.
Фото: Myth Gallery

Почему вы увлечены фольклором народов Русского Севера?

Хотя я росла в Абрамцеве, у меня была связь с Севером, потому что там провели детство мой папа, моя бабушка и тетя. Тетя изучала резьбу по кости (это народный холмогорский и поморский промысел), и я в детстве помогала ей красить воском эту мелкую пластику. Потом, меня всегда успокаивал северный диалект. Я пыталась его нотировать, потому что много работаю с музыкой, голосовым перформансом. Я узнала, что древнерусский язык, который сильно изменился на территории Москвы, как бы немного законсервировался в Архангельской области. И это потрясающе! Так, через музыку и звучание языка, я пришла к изучению Севера.

У вас ведь были и настоящие экспедиции на Север?

Фильм «Тамотка», например, снимался в деревне Шойна. Она находится в одном из труднодоступных российских регионов, куда можно долететь только на «Аннушке» (самолет Ан-2. — TANR) или на частном вертолете. Мы провели в Шойне неделю, и у нас был всего один выходной, в ходе которого мы плавали в лес за яйцами (яйца там не продаются в магазине, и местные жители добираются на маленьких катерках на соседний остров и собирают их там у гагар вместе с песцами и белыми медведями). В остальное время мы были заняты съемками. В фильме «Тамотка» я тоже говорю об экологических проблемах.

Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021. Фото: Павел Смирнов
Ульяна Подкорытова. Бэкстейдж фильма «Тамотка». 2021.
Фото: Павел Смирнов

Сейчас на Севере, в зоне вечной мерзлоты, мы можем наблюдать сюрреалистическую картину: некоторые территории полностью занесены песком. В советское время в Шойне находился большой рыбодобывающий комбинат. Люди уничтожили тралами прибрежную морскую флору, и природа начала себя отвоевывать: песок вышел из Белого моря и засыпал деревню. Сейчас там безумная пустыня.

Насколько в вас сочетаются художник и этнограф?

Я не являюсь профессиональным филологом, этнографом или антропологом, я, скорее, дилетант в этих областях, но в границах современного искусства мне приходится быть — скажу это пресловутое слово — исследователем. Нравится сидеть в библиотеке и искать редкие истории, которые порой беспричинно откликаются в моем сердце. Например, я изучала похоронные и свадебные плачи Архангельской области или клички русских гончих собак, популярные в XIX веке: Басило, Будило… Я художник чувств и интуиции, и любой текст, который ко мне придет, может стать началом новой истории.

Ульяна Подкорытова. Из проекта «Здесь дороги просто нет!» в галерее XL (Москва). 2023. Фото: Павел Смирнов
Ульяна Подкорытова. Из проекта «Здесь дороги просто нет!» в галерее XL (Москва). 2023.
Фото: Павел Смирнов

Как и какой-нибудь неожиданный объект?

В 2020 году по приглашению кураторки Екатерины Шаровой и резиденции «Марьин дом» мы вместе с художницей Устиной Яковлевой ездили в Архангельск и Северодвинск. Там мы нашли на земле кусочек лемеха, который откололся от старой церкви. Я пригрела его, он путешествует со мной из мастерской в мастерскую. Позже мы посетили старинную деревню Нёнокса, где стоит уникальный пятишатровый храм, покрытый лемехом из осины. В Средневековье иноземцы боялись приставать к этим берегам, потому как думали, что их населяют очень богатые люди, построившие себе дворцы из серебра — так переливались деревянные купола на солнце. И вот я стою у моря, в руках — деталь черепицы, позади — волшебный собор. Я хочу понять, чем вдохновлялись люди, которые его строили. Понятно, что структуру укладки лемеха они подглядели в природе: строение шишки, чешуя рыбы, оперение птицы. Тогда я решила, что сошью для перформанса костюм из деревянных деталей, имитирующих лемех. Во время резиденции я узнала, что в 2019 году в Нёноксе произошла авария на военной фабрике, в результате которой была отравлена часть акватории Белого моря. Я сняла видео, где вышла в своем тяжелом деревянном костюме на уже ядовитый берег. Я шишка, я рыба, я птица. Вместе с тем в такой броне, переливающейся и блестящей, я выгляжу как богатырша, воительница, Жанна д’Арк. Но перед глобальными катастрофами этот костюм тотально уязвим.

Ульяна Подкорытова и студенты Петропавловского колледжа искусств осуществили перформанс Globster в рамках фестиваля «Sound Around Камчатка». 2022. Фото: Светлана Рей
Ульяна Подкорытова и студенты Петропавловского колледжа искусств осуществили перформанс Globster в рамках фестиваля «Sound Around Камчатка». 2022.
Фото: Светлана Рей

Вы будете участницей предстоящего фести­валя «Архстояние». Какой проект вы готовите?

Тема «Архстояния» этого года — «Игра в предсказания», так что я сделаю огромную косу-предсказательницу — «Косандру». Здесь заключена игра слов: как мы знаем, в мифологии Кассандра — великая прорицательница. Пятидесятиметровая коса будет сплетена из ткани, и люди понесут ее на музыкальный зов, чтобы услышать прогноз. Я была участницей резиденции в японском городе Аомори, известном своей карнавальной традицией, и там вдохновилась огромными куклами, которыми управляет толпа. Этот опыт соучастия мне и хотелось перенять, чтобы люди, задействованные в перформансе, почувствовали единение.

Расскажите о вашей новой выставке, которая идет до 17 июня в галерее XL.

Зритель будто въезжает на старом «Москвиче» в лес. На поляне зооморфные существа предупреждают его, что дальше дороги нет — только чаща и горы. «Здесь дороги просто нет!» — это документальная фраза жителей Ярославской области, которую я нашла в интернете. Экспозиция говорит с нами о величии природы, которое невозможно недооценивать: суд стихии может быть жесток, а людям пора остановиться и осмотреться. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+