18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественный музей Сиэтла заполучил часть наследия Александра Колдера

Александр Колдер. «Рассеянные объекты». 1948. Фото: Calder Foundation
Александр Колдер. «Рассеянные объекты». 1948.
Фото: Calder Foundation
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Джон Ширли, бывший президент компании Microsoft, и его жена Ким передали в дар институции множество произведений знаменитого художника-модерниста и взяли на себя финансирование будущих выставок с участием этих экспонатов

Художественный музей Сиэтла (SAM) в одночасье стал обладателем выдающегося собрания работ, созданных классиком американского модернизма Александром Колдером (1898–1976). Прежде коллекция его произведений в этом музее насчитывала всего 13 единиц хранения и состояла в основном из работ на бумаге.

В числе 48 объектов, полученных в дар от бывшего президента Microsoft Джона Ширли и его жены Ким, — более трех десятков скульптур, от настольных стабилей до монументальных подвесных мобилей, созданных в период с 1927 по 1973 год. В их число входят такие фигуративные работы, как ироничная проволочная скульптура «Корова» (около 1930) и редкая «Рыба» (1942), демонстрирующая, как изобретательно Колдер использовал альтернативные и найденные материалы вроде стекла и фарфора во время Второй мировой войны, когда металл был в дефиците. Дар включает также несколько хрестоматийных образцов классического стиля Колдера конца 1940-х, в числе которых замысловатый мобиль «Гамма» (1947), а также более объемные и яркие работы позднего периода, например большой стоящий мобиль «Красный изогнутый хвост» (1970).

Александр Колдер с мобилями «Гамма» и «Завод мечей». 1947. Фото: Calder Foundation
Александр Колдер с мобилями «Гамма» и «Завод мечей». 1947.
Фото: Calder Foundation

К произведениям знаменитого скульптора супруги Ширли добавили подборку из 85 посвященных ему книг, $10-миллионный эндаумент-фонд и ежегодное финансирование в размере от $250 тыс. до $500 тыс., которое будет выделяться на связанные с Колдером исследования и выставки. Первую часть этих средств — $1 млн — потратят как раз на организацию выставки переданных меценатами произведений, которая откроется в ноябре. А предположительно в 2024 году пройдет групповая выставка, где работы этого автора вступят в диалог с произведениями современных скульпторов.

Чета Ширли поддерживает SAM уже много лет. С 2000 по 2008 год Джон Ширли был председателем совета его попечителей, а сейчас они входят в него оба. Благодаря финансированию, полученному от Джона и его покойной супруги Мэри, при музее была открыта экспозиционная площадка для паблик-арта — Олимпийский парк скульптуры. Кроме того, Джон и Мэри выделили средства на приобретение 11,5-метровой скульптуры Колдера «Орел», ставшей одним из главных экспонатов парка.

Скульптура Колера «Орел» (1971), установленная в Олимпийском парке скульптур Художественного музея Сиэтла. Фото: Calder Foundation
Скульптура Колера «Орел» (1971), установленная в Олимпийском парке скульптур Художественного музея Сиэтла.
Фото: Calder Foundation

«С тех пор как 35 лет назад я приобрел первую его работу, я очень дорожу возможностью иметь произведения Колдера в своей жизни и выстраиваю коллекцию осознанно, — цитируется в пресс-релизе Джон Ширли, который занимал должность президента и главного исполнительного директора компании Microsoft с 1983 по 1990 год и входил в совет ее директоров до 2008 года. — В 1998 году я побывал на эпохальной выставке Колдера в Национальной галерее и после этого решил собрать коллекцию его работ по-настоящему музейного уровня». У Джона Ширли есть и еще одно собрание музейного уровня — винтажных спорткаров.

Сиэтл не единственный город, претендующий на звание Мекки для поклонников Александра Колдера. Нью-йоркский Фонд Колдера строит в Филадельфии, родном городе художника, новую институцию для экспонирования его работ — «Сады Колдера». Их открытие намечено на 2024 год. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+