18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экоактивизм грозит катаклизмом: в Италии придумали, как с ним бороться

Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Италии обсуждается законопроект, предусматривающий введение крупных штрафов за порчу памятников истории и культуры. Во многом он направлен против экоактивистов. Недавняя их акция нанесла серьезный урон памятнику Виктору-Эммануилу II в Милане

На заседании кабинета министров Италии 11 апреля было объявлено о планах накладывать пятизначные (от €10 тыс. до €60 тыс.) штрафы на тех, кто наносит ущерб культурным объектам. Ожидается, что эта мера будет легко принята и введена в действие правой администрацией премьер-министра Джорджи Мелони.

В сущности, законопроект направлен против климатических активистов и нерадивых туристов, действия которых обрели масштабы и форму настоящего катаклизма, охватившего всю Италию. В конце прошлого года экоактивисты облили розовой, синей и бирюзовой краской фасад оперного театра Ла Скала в Милане прямо накануне спектакля «Борис Годунов», которым открывался новый сезон. Цель — «заставить политиков, которые придут вечером на спектакль, вытащить головы из песка и вмешаться, чтобы спасти население от экологической катастрофы».

Участники движения Ultima Generazione. Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione.
Фото: Alessandro Penso

Современному искусству тоже не повезло: в январе оранжевой краской вымазали постамент, на котором возвышается провокационная скульптура Маурицио Каттелана в виде руки с вытянутым вверх средним пальцем (L.O.V.E., 2010). А совсем недавно, в начале апреля, активисты окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке по проекту Пьетро Бернини, — этот жест символизировал приближение к «концу света».

За каждой из этих акций стоят участники движения Ultima Generazione («Последнее поколение»). Простые туристы тоже отличились: один решил покататься на мопеде по руинам Помпей, другой — на арендованном автомобиле Maserati по Испанской лестнице в Риме, и это лишь самые колоритные эпизоды из перечня, который можно продолжать и продолжать.

Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света». Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света».
Фото: Alessandro Penso

Что касается экоактивистов, то обычно они действуют предусмотрительно, используя особую краску, которую легко удалить (впрочем, это тоже требует участия специалистов и привлечения больших средств, вплоть до десятков тысяч евро). Но в случае с памятником Виктору-Эммануилу II на главной площади Милана, Пьяцца-дель-Дуомо, что-то пошло не так. Девятого марта двое членов Ultima Generazione облили монумент ярко-желтой краской — с теми же свойствами, по их уверениям, что и всегда. После их задержания на место происшествия прибыли специалисты по уборке из миланского агентства по утилизации отходов Amsa, финансируемого городом. Они попытались очистить памятник с помощью струи воды под высоким давлением — и, по всей видимости, лишь зафиксировали распыленный пигмент.

Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить. Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass
Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить.
Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass

Теперь мэр Милана Джузеппе Сала обвиняет активистов по защите климата в том, что они покрыли статую стойкой краской, а эксперты, в свою очередь, обвиняют городской совет в том, что краска въелась в памятник еще сильнее при попытке ее счистить. Какой бы длинной ни была цепочка виноватых, это никак не влияет на тот факт, что статуе XIX века теперь потребуется сложная и дорогостоящая реставрация. «Со строительными лесами», как сообщил The Art Newspaper представитель городского совета Милана, очевидно намекая на то, что общий вид площади будет на некоторое время испорчен. Сообщается также, что городской совет может подать гражданский иск против протестующих. А если новый законопроект примут, то последствия для виновников будут куда более плачевными. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+