18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экоактивизм грозит катаклизмом: в Италии придумали, как с ним бороться

Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
Экоактивисты движения Ultima Generazione осквернили монумент Виктору Эммануилу на площади Пьяцца-дель-Дуомо в Милане.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/TASS
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Италии обсуждается законопроект, предусматривающий введение крупных штрафов за порчу памятников истории и культуры. Во многом он направлен против экоактивистов. Недавняя их акция нанесла серьезный урон памятнику Виктору-Эммануилу II в Милане

На заседании кабинета министров Италии 11 апреля было объявлено о планах накладывать пятизначные (от €10 тыс. до €60 тыс.) штрафы на тех, кто наносит ущерб культурным объектам. Ожидается, что эта мера будет легко принята и введена в действие правой администрацией премьер-министра Джорджи Мелони.

В сущности, законопроект направлен против климатических активистов и нерадивых туристов, действия которых обрели масштабы и форму настоящего катаклизма, охватившего всю Италию. В конце прошлого года экоактивисты облили розовой, синей и бирюзовой краской фасад оперного театра Ла Скала в Милане прямо накануне спектакля «Борис Годунов», которым открывался новый сезон. Цель — «заставить политиков, которые придут вечером на спектакль, вытащить головы из песка и вмешаться, чтобы спасти население от экологической катастрофы».

Участники движения Ultima Generazione. Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione.
Фото: Alessandro Penso

Современному искусству тоже не повезло: в январе оранжевой краской вымазали постамент, на котором возвышается провокационная скульптура Маурицио Каттелана в виде руки с вытянутым вверх средним пальцем (L.O.V.E., 2010). А совсем недавно, в начале апреля, активисты окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке по проекту Пьетро Бернини, — этот жест символизировал приближение к «концу света».

За каждой из этих акций стоят участники движения Ultima Generazione («Последнее поколение»). Простые туристы тоже отличились: один решил покататься на мопеде по руинам Помпей, другой — на арендованном автомобиле Maserati по Испанской лестнице в Риме, и это лишь самые колоритные эпизоды из перечня, который можно продолжать и продолжать.

Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света». Фото: Alessandro Penso
Участники движения Ultima Generazione окрасили в черный воду в римском фонтане Баркачча, сооруженном в XVII веке, — этот жест символизировал приближение к «концу света».
Фото: Alessandro Penso

Что касается экоактивистов, то обычно они действуют предусмотрительно, используя особую краску, которую легко удалить (впрочем, это тоже требует участия специалистов и привлечения больших средств, вплоть до десятков тысяч евро). Но в случае с памятником Виктору-Эммануилу II на главной площади Милана, Пьяцца-дель-Дуомо, что-то пошло не так. Девятого марта двое членов Ultima Generazione облили монумент ярко-желтой краской — с теми же свойствами, по их уверениям, что и всегда. После их задержания на место происшествия прибыли специалисты по уборке из миланского агентства по утилизации отходов Amsa, финансируемого городом. Они попытались очистить памятник с помощью струи воды под высоким давлением — и, по всей видимости, лишь зафиксировали распыленный пигмент.

Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить. Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass
Краска, выплеснутая экоактивистами на памятник Виктору-Эммануилу II в Милане, въелась при попытке ее счистить.
Фото: Claudio Furlan/La Press via Zuma Press/Tass

Теперь мэр Милана Джузеппе Сала обвиняет активистов по защите климата в том, что они покрыли статую стойкой краской, а эксперты, в свою очередь, обвиняют городской совет в том, что краска въелась в памятник еще сильнее при попытке ее счистить. Какой бы длинной ни была цепочка виноватых, это никак не влияет на тот факт, что статуе XIX века теперь потребуется сложная и дорогостоящая реставрация. «Со строительными лесами», как сообщил The Art Newspaper представитель городского совета Милана, очевидно намекая на то, что общий вид площади будет на некоторое время испорчен. Сообщается также, что городской совет может подать гражданский иск против протестующих. А если новый законопроект примут, то последствия для виновников будут куда более плачевными. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+