18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Жизнь Антона Павловича Чехова в новых музейных «декорациях»

Фрагмент экспозиции Дома-музея А. П. Чехова. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Фрагмент экспозиции Дома-музея А. П. Чехова.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

После основательной пятилетней реконструкции в Москве на Садовом кольце вновь открылся дом-музей писателя, возникший в 1954 году. Мемориальное пространство учитывает прежний опыт, но организовано теперь иначе

Аккуратный двухэтажный флигель красного цвета с белым декором, который так выделяется среди соседних построек на Садовой-Кудринской улице, вновь зовет внутрь. Там после реконструкции, начатой в 2018 году, наконец открылся для посетителей Дом-музей А.П.Чехова, один из отделов Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля. Антон Павлович жил в этом «доме-комоде», как он сам называл его в письмах, недолго: с августа 1886-го, переменив до того несколько адресов в Москве, по апрель 1890-го, когда уехал на Сахалин. Получается, что недавняя реконструкция с последующей сменой экспозиции длилась даже немного дольше (к слову, все это время материалы из дома Чехова «квартировали» в другом отделе ГМИРЛИ — Доме И.С.Остроухова в Трубниках). Зато теперь фасад чеховского дома и инженерные системы обновлены, пространство музея стало более просторным и удобным для посетителей, а его сценография отвечает актуальным веяниям в области выставочного дизайна.

Здание Дома-музея А. П. Чехова после реконструкции. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Здание Дома-музея А. П. Чехова после реконструкции.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля

Дом-музей ведет свою историю с 1954 года — именно тогда по случаю 50-летия со дня смерти Чехова была открыта постоянная экспозиция. В последующие десятилетия она переделывалась несколько раз, нынешняя интерпретация — уже пятая по счету. Соавторами новой концепции пространства стали заведующий домом-музеем Эрнест Орлов и художница Евгения Ионова. Они стремились сделать экспозицию более лаконичной, уйдя от нарочитой «театральности» и откровенно устаревшего антуража 1990-х, которые сквозили в прежних интерьерах. «В чем-то мы следовали за мыслью наших „отцов-основателей“, которые делали экспозицию в 1969 и 1978 годах. Отчасти воплотили их задумки, что по разным причинам они не смогли реализовать, но и добавили ходы и решения, соприродные этому дому».

Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля

Экспозиция условно поделена на литературную и мемориальную части. Среди мемориальных комнат — кабинет Чехова, где он писал и вел прием пациентов, гостиная, а также три спальни: самого писателя, его младшего брата Михаила и сестры Марии. Эта часть музея изменилась меньше всего: единственными визуальными свидетельствами, фрагментарно отражающими обстановку дома при Чеховых, остаются рисунки Михаила и Марии, поэтому, как и ранее, интерьеры воссозданы в соответствии с ними. Кроме того, авторы экспозиции стремились минимизировать использование типологических (то есть соответствующих эпохе, но не подлинных) предметов, довольствуясь прежде всего тем, что осталось от оригинальной обстановки. Это, например, рабочий стол писателя и его постельное белье с инициалами «А. Ч.», вышитыми рукой матери, Евгении Яковлевны.

Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля

В тех помещениях, где исторические интерьеры восстановить невозможно, размещены материалы, отражающие жизненный и творческий путь Чехова. Надо сказать, что чеховское собрание ГМИРЛИ является вторым по величине и значимости после собрания дома-музея писателя в Ялте. По-новому организованное пространство позволило показать в Москве почти вдвое больше предметов, чем раньше. Произошло это вовсе не за счет прироста выставочных площадей (они, конечно, увеличились, но незначительно — добавилась одна комната, которая раньше использовалась как хранилище). Упорядоченно показать большое число экспонатов, не перегружая пространство, позволили каталожные шкафы.

Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля

Выдвигая ящички, посетитель может почувствовать себя исследователем, самостоятельно открывающим чеховское наследие, — без такого интерактива современный музей-архив практически немыслим. Артефакты, встречающиеся в ящичках, самые разнообразные — от подлинных подтяжек, запонок и пенсне писателя до рукописей и фотографий. Также в качестве витрин используются, например, печатный станок и чемодан, отражая важные вехи в биографии Антона Павловича. Здесь можно найти сведения о его гонорарах в начале карьеры (5 копеек за строчку) и аттестат зрелости, показывающий, что в учебе он был отнюдь не отличником.

Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова. Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля
Экспозиция Дома-музея А. П. Чехова.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И. Даля

Большой выставочный зал на втором этаже обозначает три главные точки чеховской топографии за пределами Москвы: Сахалин, Мелихово, Ялта. Дощатая стена с трюмовыми окнами, в которых демонстрируются фотографии Сахалина, отсылает к пароходному путешествию писателя на остров каторжан и ссыльных, где он проводил перепись. Переписные карточки, а также чеки, позволяющие узнать, чем он питался в пути, «спрятаны» в витринах, напоминающих дорожные сундуки. Мелиховское и ялтинское пространства также представлены не только экспонатами, но и символически, через витражи на окнах. Один аналогичен тем, что можно увидеть в подмосковном имении писателя, другой же витраж занимает лишь верхнюю часть окна — как на даче в Ялте. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+