18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей знакомит с наследием скульптора Леонида Шервуда

Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910. Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910.
Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как получилось, что тонкий импрессионист изваял брутального «Красноармейца» и стал классиком советской скульптуры? Творческую эволюцию мастера можно проследить по экспонатам из коллекции Русского музея, других музеев и из частных собраний

Тридцать произведений из коллекции Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний знакомят посетителей Михайловского замка с наследием мастера русского импрессионизма, которому довелось и по императорскому заказу ставить памятник адмиралу Степану Макарову в Кронштадте, и создавать скульптуру «Часовой» для выставки к 15-летию Красной армии.

В автобиографической книге «Путь скульптора» Леонид Шервуд заметил: «В период, когда формировалось мое художественное мировоззрение, в искусстве боролось несколько художественных течений. Среди них преобладали две группы: сторонников академического натурализма и так называемых левых (формалистов). Мой творческий путь шел в стороне от обоих этих течений».

Начинался этот путь вполне благополучно. Леонид, десятый, младший ребенок в семье архитектора Владимира Шервуда, не доучившись в гимназии, окончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге. Красный диплом академии дал ему право на пенсионерскую поездку в Европу, где молодой скульптор познакомился с Огюстом Роденом и Антуаном Бурделем. Вернувшись в Россию, он создал романтичный бюст Пушкина в летящей крылатке.

Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925.
Фото: Государственный Русский музей

В предреволюционные годы скульптор был завален заказами. На выставке показаны гипсовые модели бюстов Ивана Мельникова и Федора Стравинского, солистов Мариинского театра, оригиналы которых по сей день украшают фойе старого здания Мариинки; модели поступили в Русский музей из мастерской Шервуда после его кончины. Оттуда же происходят две модели надгробного памятника Михаилу Врубелю, который так никогда и не был установлен.

Именно Шервуд стал автором первого монумента новой, советской власти. В сентябре 1918 года в проломе решетки Зимнего дворца устанавливают его памятник Александру Радищеву. Нарком Анатолий Луначарский выступает перед ним с пламенной речью, которая тут же была издана отдельной брошюрой. Шервуд получает срочный государственный заказ на авторское повторение для Москвы. Через две недели памятник Радищеву открывают на Триумфальной площади. Судьбы у этих двух бюстов разные. Петроградский не продержался и полугода. В январе 1919-го охрана Зимнего дворца рапортовала, что «от сильного ветра памятник товарищу Радищеву упал и разбился». Московская версия дожила до наших дней, хранится в Музее архитектуры и стала центром выставки «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.

Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз.
Фото: Государственный Русский музей

В советский период у Шервуда было много заказов на портреты. Менделеев, Сталин, Луначарский — модели представлены на выставке в ГРМ. В 1932-м Шервуд создает «Часового» — самое известное свое произведение. Сергей Киров, увидев первые эскизы, распоряжается помочь скульптору построить для семьи нормальный жилой дом вместо двух комнат в мастерской, которую тот соорудил еще до революции на гонорар за памятник адмиралу Макарову. Сегодня «Часовой» находится в московском парке «Музеон», а на выставке «Леонид Шервуд. 1871–1954» показывают малый авторский эскиз. Историки искусства до сих пор спорят, является ли «Часовой» образцом социалистического реализма или Шервуд остался импрессионистом.

Видимо, остался, потому что участие в конкурсе на памятник Пушкину 1948 года вызвало критику «за формализм»: монумент был задуман в виде руки, держащей факел, из которого, как пламя, вырывается бюст поэта.

Государственный Русский музей
«Леонид Шервуд. 1871–1954»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+