18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей знакомит с наследием скульптора Леонида Шервуда

Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910. Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910.
Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как получилось, что тонкий импрессионист изваял брутального «Красноармейца» и стал классиком советской скульптуры? Творческую эволюцию мастера можно проследить по экспонатам из коллекции Русского музея, других музеев и из частных собраний

Тридцать произведений из коллекции Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний знакомят посетителей Михайловского замка с наследием мастера русского импрессионизма, которому довелось и по императорскому заказу ставить памятник адмиралу Степану Макарову в Кронштадте, и создавать скульптуру «Часовой» для выставки к 15-летию Красной армии.

В автобиографической книге «Путь скульптора» Леонид Шервуд заметил: «В период, когда формировалось мое художественное мировоззрение, в искусстве боролось несколько художественных течений. Среди них преобладали две группы: сторонников академического натурализма и так называемых левых (формалистов). Мой творческий путь шел в стороне от обоих этих течений».

Начинался этот путь вполне благополучно. Леонид, десятый, младший ребенок в семье архитектора Владимира Шервуда, не доучившись в гимназии, окончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге. Красный диплом академии дал ему право на пенсионерскую поездку в Европу, где молодой скульптор познакомился с Огюстом Роденом и Антуаном Бурделем. Вернувшись в Россию, он создал романтичный бюст Пушкина в летящей крылатке.

Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925.
Фото: Государственный Русский музей

В предреволюционные годы скульптор был завален заказами. На выставке показаны гипсовые модели бюстов Ивана Мельникова и Федора Стравинского, солистов Мариинского театра, оригиналы которых по сей день украшают фойе старого здания Мариинки; модели поступили в Русский музей из мастерской Шервуда после его кончины. Оттуда же происходят две модели надгробного памятника Михаилу Врубелю, который так никогда и не был установлен.

Именно Шервуд стал автором первого монумента новой, советской власти. В сентябре 1918 года в проломе решетки Зимнего дворца устанавливают его памятник Александру Радищеву. Нарком Анатолий Луначарский выступает перед ним с пламенной речью, которая тут же была издана отдельной брошюрой. Шервуд получает срочный государственный заказ на авторское повторение для Москвы. Через две недели памятник Радищеву открывают на Триумфальной площади. Судьбы у этих двух бюстов разные. Петроградский не продержался и полугода. В январе 1919-го охрана Зимнего дворца рапортовала, что «от сильного ветра памятник товарищу Радищеву упал и разбился». Московская версия дожила до наших дней, хранится в Музее архитектуры и стала центром выставки «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.

Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз.
Фото: Государственный Русский музей

В советский период у Шервуда было много заказов на портреты. Менделеев, Сталин, Луначарский — модели представлены на выставке в ГРМ. В 1932-м Шервуд создает «Часового» — самое известное свое произведение. Сергей Киров, увидев первые эскизы, распоряжается помочь скульптору построить для семьи нормальный жилой дом вместо двух комнат в мастерской, которую тот соорудил еще до революции на гонорар за памятник адмиралу Макарову. Сегодня «Часовой» находится в московском парке «Музеон», а на выставке «Леонид Шервуд. 1871–1954» показывают малый авторский эскиз. Историки искусства до сих пор спорят, является ли «Часовой» образцом социалистического реализма или Шервуд остался импрессионистом.

Видимо, остался, потому что участие в конкурсе на памятник Пушкину 1948 года вызвало критику «за формализм»: монумент был задуман в виде руки, держащей факел, из которого, как пламя, вырывается бюст поэта.

Государственный Русский музей
«Леонид Шервуд. 1871–1954»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+