18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала

Фрагмент фасада Южного речного вокзала до реконструкции. Фото: Архив Бориса Орлова
Фрагмент фасада Южного речного вокзала до реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова

Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов

Южный речной вокзал в Москве, построенный в 1980-е годы, открыли после масштабной реконструкции в конце апреля. На сайте мэрии сообщается о «возвращении первоначального исторического облика» и «воссоздании узнаваемых декоративных элементов». Однако, как рассказали нашему изданию художник Борис Орлов и скульптор Салават Щербаков, работавшие над монументально-декоративным оформлением фасадов в 1980-е, вид здания претерпел значительные изменения по сравнению с первоначальным проектом.

справка

Борис Константинович Орлов (р. 1944) — художник, скульптор. Один из наиболее ярких представителей соц-арта. Входил в число организаторов Первого творческого объединения московских художников. Среди его наиболее узнаваемых произведений — серия «имперских бюстов». Работы Орлова находятся в собраниях Третьяковской галереи, МоМА, Тейт и других музеев.

Еще…

«Весь контур фасадов Южного речного вокзала был уничтожен. Искажены пропорции, исчез запоминающийся силуэт. Это не реставрация как таковая, что очевидно невооруженным глазом, а варварское разрушение очень удачного архитектурного и скульптурного ансамбля 1980-х годов. От этого образа ничего не осталось», — сообщил нам Борис Орлов.

СПРАВКА

Салават Александрович Щербаков (р. 1955) — российский скульптор. В число его произведений входят памятник святому Владимиру на Боровицкой площади, патриарху Гермогену в Александровском саду и многие другие произведения.

Еще…

Автором здания в стиле позднего советского модернизма был архитектор Юрий Коган. Тогда вокзал вмещал 250 пассажиров, там были междугородный телефон, почта и кафе. «В первоначальном облике Южного речного вокзала соединились тенденции советской архитектуры после борьбы с излишествами с тягой к русскому конструктивизму, проявлявшейся в хрущевско-брежневскую эпоху, то есть с советским модернизмом, — рассказывает Салават Щербаков. — Как задумка архитекторов этот силуэт был очень удачен и эффектен, но слишком лаконичен, и Бориса Орлова пригласили его дополнить». Орлов же позвал своего ученика, Щербакова. «Мы его украсили и разнообразили запоминающимися деталями. И практически все, что мы сделали, оказалось уничтоженным при этой реконструкции», — продолжает Салават Щербаков.

Южный речной вокзал после реконструкции. Фото: Речной транспорт Москвы
Южный речной вокзал после реконструкции.
Фото: Речной транспорт Москвы

Авторы декора недоумевают, почему к ним не обратились за консультацией, которая бы помогла действительно воссоздать здание, как и было заявлено. При реконструкции Южного речного вокзала, считают Орлов и Щербаков, был не только искажен силуэт постройки, но и утрачены конкретные детали.

Кораблик сгинул

В первую очередь это касается шпиля, который ранее представлял собой гигантскую стилизованную мачту кораблика. Теперь он похож на тупую иглу, выкрашенную в черный цвет.

В оригинальном проекте оформления шпиль-кораблик играл ключевую символическую роль. По словам Орлова, задача была облегчить контуры и «создать перекличку с Северным речным вокзалом». Кораблик также отсылал к флюгеру на шпиле петербургского Адмиралтейства — и это не случайно, как подчеркивает Щербаков. «В оформлении вокзала мы решили тематически соединить эпоху освоения Россией морей (петербургский классицизм, барокко) с советской архитектурой 1980-х годов».

Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции. Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru
Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru

«Они спилили кораблик, который был главной темой здания. Старый шпиль выброшен и уничтожен: мы его искали и не нашли», — сокрушается Борис Орлов, в то время как публикация на сайте мэрии подтверждает, что шпиль, изготовленный из стали и алюминия и облицованный композитным материалом, полностью новый: «Старый не подлежал восстановлению, к тому же не вписывался в фасад, изготовленный из современных материалов: он бы утяжелял конструкцию». Знаковый для здания и исчезнувший металлический кораблик в статье вовсе не упоминается.

«При реконструкции нам сказали, что теперь это будет скандинавский стиль», — добавляет Щербаков.

Носы опустились

Видимые изменения коснулись скульптур, символизирующих пять морей: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское и Черное. При этом на сайте «Московский транспорт» в разделе, посвященном Южному речному вокзалу, до сих пор размещена информация, что скульптуры весом 3,5 т вернут на фасад после реставрации. Однако, как видно сейчас, они были заменены копиями, что подтверждается другой публикацией, на сайте мэрии.

Орлов рассказывает, что они с Щербаковым «решили сделать аллегорические фигуры, которые бы перекликались с петербургскими рострами, скульптурами на носах кораблей».

Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции. Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru
Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru

«У нас они опирались на стык кровли и фасада, а в „спину“ им упирался „бушприт“ — бетонные опоры. Скульптуры хорошо вырывались за пределы архитектуры и придавали зданию дополнительный контур плывущего вперед корабля. Головы морей победоносно возвышались над фасадом. При реконструкции они спустили их вниз метра на полтора, сдвинув от края крыши, и скульптуры потеряли свой смысл как корабельных носов, влипли в стену», — резюмирует он.

Оригиналы скульптур, которые были выполнены из бетона с мраморной крошкой, сверкавшей на солнце, заменили копиями в 12 раз легче. «Их изготовили с помощью 3D-сканирования сначала из пенопласта, затем из силикона, а после из стеклопластика — современного огнестойкого материала. Воссозданные скульптуры практически не отличаются от оригинальных», — гласит статья, опубликованная на mos.ru. Там же указано, что «в реконструкции участвовал их автор, который помог восстановить фигуры по оригинальным чертежам». Однако Орлов и Щербаков сообщили нашему изданию, что на самом деле в «восстановлении» скульптур участия не принимали.

Фрагмент фасада Южного речного вокзала после реконструкции. Фото: www.mos.ru
Фрагмент фасада Южного речного вокзала после реконструкции.
Фото: www.mos.ru

«С моей стороны были запросы, телефонные переговоры. Я поднял тревогу, опасался, что выкинут все. Пять скульптурных фигур оставили в проекте как будто вынужденно. Но они были без нашего участия переведены в облегченный материал. Один раз, в самом начале, меня пригласили на объект. Фигуры лежали на земле на территории вокзала. Физически их состояние было нормальное, были, может быть, легкие царапины. Что с ними сейчас, я не знаю. Может быть, их утилизировали. Можно же было с ними сделать что-то на земле: разместить их, сохранить, создать какую-то композицию? Я предлагал разные варианты. Например, отлить их в бронзе, чтобы они сверкали. Мы не раз предлагали сотрудничество, но нас попросту отодвинули», — поделился Щербаков.

К слову, в цитируемых выше статьях с официальной информацией ни разу не упомянуты имена авторов скульптур — только имя архитектора Юрия Когана. Но сообщается о том, что «специалисты обновили и воссоздали узнаваемые декоративные элементы — надпись „Москва“, 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей».

Часы почернели

Выступающий пилон, увенчанный шпилем, украшен крупным циферблатом часов, которые также кардинально изменились.

«Часы мы врезали под корабликом, все соразмерили в масштабе, в пропорциях, все было выверено до миллиметра, и все прекрасно работало ритмически. Вместо них теперь поставили новые — гигантские, несоразмерные по пропорциям и пугающего черного цвета. Фасад, таким образом, уничтожен», — считает Орлов.

Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции. Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru
Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru

«Часы с заднего фасада были в ансамбле со шпилем. Теперь это просто темная плоскость со стрелками, совсем другая стилистика», — говорит Щербаков.

Сегодня это электронные часы, на экран может выводиться различная информация. Старые механические часы как «исторический артефакт» обещали перенести в зал на втором этаже, где сохранилась оригинальная кирпичная стена.

Роза завяла

Металлическая роза ветров также поменяла свой вид.

«Второй фасад, который выходит к воде, мы украсили как бы выступающим парусом, на который поместили розу ветров, представлявшую собой своеобразную скульптуру», — продолжает Орлов. В середине изящной стальной конструкции был помещен узнаваемый изгиб Москвы-реки с моделью Кремля. «Все это исчезло», — подытоживает Щербаков.

Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции. Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru
Фрагмент фасада Южного речного вокзала до и после реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова/www.mos.ru

«Силуэт Южного речного вокзала был более богатый — теперь же он спрямленный, упрощенный. Сейчас мы имеем стилистический винегрет, в котором не совпадают детали. Потеряна яркость, ясность взаимодействия стилей. Художественная работа, произведенная нами, грубо порушена, — констатирует Салават Щербаков. — Не было контакта двух творческих групп — нашей, авторов — и новой. У нас с Орловым большие претензии к архитекторам нового проекта».

Одна из очевидных причин этого «воссоздания в скандинавском стиле» состоит в том, что Южный речной вокзал, в отличие от сталинского Северного, юридически не является памятником архитектуры. Он не входит в список объектов культурного наследия. Как говорит Щербаков, Департамент культуры города Москвы пытался помочь наладить сотрудничество, рассказать Департаменту транспорта, что искусство надо сохранить, но ничего официально сделать они не могли.

Южный речной вокзал до реконструкции.  Фото: Архив Бориса Орлова
Южный речной вокзал до реконструкции.
Фото: Архив Бориса Орлова

«Я очень любил свою работу над Южным речным вокзалом, когда мы украшали его, — вспоминает Борис Орлов. — В жизни я такого удовольствия от подобной работы больше не получал, хотя у меня потом было множество других проектов. Но то, что открылось сегодня… Это оскорбление двух известных художников — меня и Щербакова. Они с нами даже не связались, чтобы согласовать изменения проекта. Как будто мы уже не живы. Они постарались нас отодвинуть в сторону как можно дальше. Это оскорбление и глумление. Они хвастаются, что произошла реставрация Южного речного вокзала, но ее не произошло, а произошло уничтожение его облика».

СПРАВКА
Южный речной вокзал

Менял свое местоположение несколько раз. В районе Нагатинского затона открыт в 1985 году. С 1990-х годов не использовался по прямому назначению. После реконструкции на вокзале работают смотровая площадка с зоной отдыха на крыше, зал ожидания с гардеробом, ресторан и кафе, сувенирные магазины, Музей транспорта Москвы и офисы туроператоров. Благоустройство прилегающей территории планируется завершить к сентябрю 2023 года.

Еще…

«По поручению Мэра Москвы С.Собянина мы вновь открыли Южный речной вокзал — ему полностью возвращен исторический облик и транспортная функция. Уверены, как и Северный речной вокзал, он станет новой точкой притяжения, любимым местом отдыха москвичей и гостей города, а также важной культурной площадкой» — тем временем цитирует слова заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова пресс-релиз.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+