18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Испорченные» британские пенни: от печали до радости

Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения. Фото: Tim Millett
Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.
Фото: Tim Millett
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как мелкие монеты использовались для передачи сообщений и как порча металлических денег превращалась в народное искусство, рассказывает коллективный сборник нумизматических статей под названием «Знаки любви, утраты и презрения»

Когда Тимоти Миллетт, один из будущих авторов этой книги, стажировался в семейной конторе по торговле антикварными деньгами, он был очарован главным образом теми монетами, которые считались «нумизматическим мусором», не представляющим интереса и ценности. Подростку запало в душу «колесо», одно из гигантских пенни Георгианской эпохи, оскверненное надписью «Лорд-мэр Гиббс, забросанный тухлыми яйцами 1845», причем голова лорда-мэра была изображена в нижней части фигуры богини Британии на реверсе. Миллетт выяснил, что Майкл Гиббс по прозвищу Гоббл Гиббс был печально известным аферистом, выдававшим себя за филантропа, и бросание яиц в него было отнюдь не случайным импульсом. Именно эта монета и подвигла Миллетта к коллекционированию.

«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке
«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке

Книга «Знаки любви, утраты и презрения» каталогизирует и освещает его вторую коллекцию (первая — из самодельных арестантских жетонов, изготовленных в качестве сувениров, сейчас хранится в Национальном музее Австралии). Издание, включающее в себя 17 эссе, которые написаны нумизматами, коллекционерами, историками и даже одним карикатуристом, Мартином Роусоном, призывает серьезнее относиться к подобному «металлолому». Хотя некоторые монеты из коллекции Миллетта представляют собой сложную работу профессиональных граверов, все же большинство из них претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.

Поводы могли быть всякими: помолвка, брак, рождение ребенка, путешествие, заточение в кандалы, даже предстоящая казнь. Некоторые образцы выглядят всего-навсего непристойными, но встречаются и радикальные политические высказывания. Например, на монете достоинством в полпенни с изображением Георга III кто-то выгравировал веревочную петлю на шее короля, а рядом — говяжье бедро, кружку эля и буханку хлеба c указанием их стоимости. Недовольство неизвестного художника вызвал резкий рост цен на продукты питания. Так, на монете мелкими буквами написано, что хлеб теперь стоит один шиллинг (то есть двенадцать пенсов) и девять с половиной пенсов вместо прежних девяти пенсов.

Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания. Фото: Tim Millett
Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания.
Фото: Tim Millett

На крошечных поверхностях монет образы часто бывают удивительно мощными. Целый мир тоски по простой и счастливой жизни можно углядеть в человеке с палкой, идущем вместе с собакой на закате по направлению к коттеджу с дымящейся трубой. Эта серебряная монета Карла II была семейной реликвией, ее возраст составлял 70 лет на момент нанесения надписи «Сэмл Харвуд родился 17 июня 1758 года». На оборотной стороне более любительски выгравирован 1777 год. Девятнадцать лет было бы слишком рано для Сэмюэла, чтобы жениться, — не означало ли это его смерть и конец той мечты?

Миллетт особенно дорожит экземплярами, по которым можно восстановить жизнь их владельцев или изображенных лиц. Как отмечает историк культуры Сьюзан Э.Вайман в эссе о саморепрезентации пролетариев, «за каждым сохранившимся символом стоят люди, которые жаждали, чтобы их запомнили». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+