18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Испорченные» британские пенни: от печали до радости

Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения. Фото: Tim Millett
Большинство монет из коллекции Миллетта претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.
Фото: Tim Millett
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как мелкие монеты использовались для передачи сообщений и как порча металлических денег превращалась в народное искусство, рассказывает коллективный сборник нумизматических статей под названием «Знаки любви, утраты и презрения»

Когда Тимоти Миллетт, один из будущих авторов этой книги, стажировался в семейной конторе по торговле антикварными деньгами, он был очарован главным образом теми монетами, которые считались «нумизматическим мусором», не представляющим интереса и ценности. Подростку запало в душу «колесо», одно из гигантских пенни Георгианской эпохи, оскверненное надписью «Лорд-мэр Гиббс, забросанный тухлыми яйцами 1845», причем голова лорда-мэра была изображена в нижней части фигуры богини Британии на реверсе. Миллетт выяснил, что Майкл Гиббс по прозвищу Гоббл Гиббс был печально известным аферистом, выдававшим себя за филантропа, и бросание яиц в него было отнюдь не случайным импульсом. Именно эта монета и подвигла Миллетта к коллекционированию.

«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке
«Tokens of Love, Loss and Disrespect. 1700-1850» / Sarah Lloyd, Timothy Millet, eds. Paul Holberton Publishing. 360 c. На английском языке

Книга «Знаки любви, утраты и презрения» каталогизирует и освещает его вторую коллекцию (первая — из самодельных арестантских жетонов, изготовленных в качестве сувениров, сейчас хранится в Национальном музее Австралии). Издание, включающее в себя 17 эссе, которые написаны нумизматами, коллекционерами, историками и даже одним карикатуристом, Мартином Роусоном, призывает серьезнее относиться к подобному «металлолому». Хотя некоторые монеты из коллекции Миллетта представляют собой сложную работу профессиональных граверов, все же большинство из них претерпело вторжение извне в довольно грубой форме, которая так или иначе отражала моменты радостей, бед или раздражения.

Поводы могли быть всякими: помолвка, брак, рождение ребенка, путешествие, заточение в кандалы, даже предстоящая казнь. Некоторые образцы выглядят всего-навсего непристойными, но встречаются и радикальные политические высказывания. Например, на монете достоинством в полпенни с изображением Георга III кто-то выгравировал веревочную петлю на шее короля, а рядом — говяжье бедро, кружку эля и буханку хлеба c указанием их стоимости. Недовольство неизвестного художника вызвал резкий рост цен на продукты питания. Так, на монете мелкими буквами написано, что хлеб теперь стоит один шиллинг (то есть двенадцать пенсов) и девять с половиной пенсов вместо прежних девяти пенсов.

Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания. Фото: Tim Millett
Надписи на монете в полпенни Георга III (1799) привлекают внимание к резкому росту цен на продукты питания.
Фото: Tim Millett

На крошечных поверхностях монет образы часто бывают удивительно мощными. Целый мир тоски по простой и счастливой жизни можно углядеть в человеке с палкой, идущем вместе с собакой на закате по направлению к коттеджу с дымящейся трубой. Эта серебряная монета Карла II была семейной реликвией, ее возраст составлял 70 лет на момент нанесения надписи «Сэмл Харвуд родился 17 июня 1758 года». На оборотной стороне более любительски выгравирован 1777 год. Девятнадцать лет было бы слишком рано для Сэмюэла, чтобы жениться, — не означало ли это его смерть и конец той мечты?

Миллетт особенно дорожит экземплярами, по которым можно восстановить жизнь их владельцев или изображенных лиц. Как отмечает историк культуры Сьюзан Э.Вайман в эссе о саморепрезентации пролетариев, «за каждым сохранившимся символом стоят люди, которые жаждали, чтобы их запомнили». 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+