18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка «1703»: площадка для открытого диалога и встречи с искусством

Экспозиция 1-й Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703», прошедшей в Манеже в прошлом году. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Экспозиция 1-й Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703», прошедшей в Манеже в прошлом году.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Организаторы ярмарки, которая пройдет в Санкт-Петербурге в июне, поставили перед собой задачу объединить специалистов из сферы искусства и представителей бизнес-сообщества, классиков современного искусства и молодых авторов

С 14 по 18 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет 2-я Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», организованная ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Как и в прошлом году, мероприятие включено в официальную культурную программу Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Организаторы видят основной задачей ярмарки поддержку художников и галерей современного искусства, а также развитие института коллекционирования в городе.

В 2022-м ярмарка «1703» успешно дебютировала, объединив около двух десятков галерей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода; за четыре дня работы число ее посетителей превысило 10 тыс. человек. Как отмечает исполнительный директор «1703» Ангелина Карпухина, ярмарку поддержали крупные галереи, кураторы, коллекционеры, художники и сами жители Петербурга. «Мы очень ценим доверие тех, кто вошел в новый, молодой проект, и до сих пор получаем отзывы от художников и гостей ярмарки о выпуске 2022 года», — говорит она. «Был огромный интерес как со стороны широкой аудитории, так и со стороны профессионального сообщества», — рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters, которая второй год выступает партнером ярмарки по организации образовательной программы «1703». Прямое подтверждение этому — полные залы практически на всех дискуссиях и лекциях программы в прошлом году.

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Концептуально вторая ярмарка «1703» продолжает идеи первого выпуска — на пять дней превратить петербургский Манеж в центр современного искусства, где будет представлен самый широкий спектр актуальных художественных практик. «Вместе с тем содержательно вторая ярмарка, безусловно, изменится, — подчеркивает Ангелина Карпухина. — Мы усовершенствовали и дополнили архитектурную концепцию, пространство лектория в этом году станет монументальным арт-объектом. Усилятся и коммерческая часть экспозиции, и культурно-образовательный блок программы, и разнообразие специальных проектов ярмарки». Публичная программа в этот раз трансформировалась в лекторий, все события которого бесплатны и доступны для всех желающих по предварительной регистрации.

О том, что Петербург давно нуждался в большой ярмарке современного искусства, говорят многие представители местного арт-сообщества. «За 23 года работы моей галереи я принимала участие во многих ярмарках по всему миру — Contemporary Istanbul, ARCO в Мадриде, Art Paris, viennacontemporary — и всякий раз задавалась вопросом, почему же подобного нет в Петербурге, — вспоминает Марина Гисич (Marina Gisich Gallery). — Ярмарка нужна не только для того, чтобы продавать искусство, но и для того, чтобы под иным ракурсом взглянуть на развитие художественной культуры в стране, городе, регионе».

По ее мнению, Петербург даже более перспективное место для проведения ярмарки, чем Москва, так как обладает прекрасными музейными коллекциями и собственной традицией частного коллекционирования. Еще весной организаторы начали активно готовить аудиторию: в марте стартовал годовой лекторий ярмарки, на мероприятиях которого обсуждаются вопросы развития рынка искусства, взаимодействия между художниками, галеристами и коллекционерами, а также тема актуализации роли искусства в современном обществе. Первым спикером лектория стала Евгения Попова — коллекционер, куратор издания «Диалог искусств» Московского музея современного искусства (MMOМA), соосновательница некоммерческого арт-фонда Popov Foundation. По ее словам, цель лектория — погрузить слушателя в мир современного искусства таким образом, чтобы это направление стало понятным, интересным и желанным для самостоятельного изучения и исследования. «Современное искусство — это отличный инструмент, который позволяет нашему мозгу нарабатывать новые нейронные связи и, как следствие, выбирать иные, более многогранные и сложные, паттерны поведения и взаимодействия со средой в повседневной жизни», — отмечает она. Планируется, что встречи с экспертами в области культуры и искусства будут регулярными, но в дни ярмарки программа будет особенно насыщенной. «Идея годовой программы обусловлена в том числе стремлением создать клуб коллекционеров, которые на протяжении всего года поддерживают ярмарку», — говорит Полина Бондарева.

Лекторий на Санкт-Петербургской ярмарке искусства «1703». Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Лекторий на Санкт-Петербургской ярмарке искусства «1703».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Пятого мая был объявлен список участников нового сезона. Свои стенды на ярмарке представят более 30 галерей современного искусства, в том числе 11.12 Gallery, 3L Store, Artstory, Askeri Gallery, a-s-t-r-a, «Люмьер», «Тираж 1/1», Центр визуальной культуры Béton из Москвы, Marina Gisich Gallery и Masters Digital Gallery из Петербурга, а также многие другие. Организаторы получили большое число заявок от галерей со всей страны, их отбором и оценкой занимался экспертный совет. Команда ярмарки тщательно подошла к вопросу формирования экспертного совета — к отбору галерей были привлечены ведущие специалисты по современному искусству и арт-рынку из Москвы и Петербурга, каждый из которых — эксперт в своей области. Среди них — заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, научный сотрудник Русского музея, куратор, основательница концептуального пространства Maison25 Евгения Сероусова, галеристы Марина Гисич и Дмитрий Ханкин (галерея «Триумф»), а также директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова. Команду ярмарки в совете представляла Ангелина Карпухина. «Моя главная задача — организовать эффективную работу совета, рассказать экспертам о ценностях и целях проекта, а также найти точки согласия, чтобы решение было в пользу гостей ярмарки, коллекционеров», — отмечает исполнительный директор.

На вопрос о критериях отбора члены экспертного совета отвечали по-разному. Так, Дмитрий Ханкин признался, что отдавал предпочтение галереям, которые входят в российскую Ассоциацию галерей (AGA). Для Марины Гисич важно было сохранить чистоту отбора и отделить галереи, которые давно работают на рынке, заслужили репутацию и имя, от начинающих и тех, что специализируются на дизайне или NFT-арте, а также от онлайн-платформ. Евгения Сероусова, в свою очередь, убеждена, что главное — отобрать те галереи, которые представляют качественное искусство, и здесь роль играет и уровень исполнения, и социальный контекст, и профессиональное мышление автора. По замыслу организаторов участники второй ярмарки «1703» представляют широкий срез российского рынка искусства, не ограничиваясь Москвой и Петербургом, но включая участников из Владивостока, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Якутска.

Хотя ярмарка «1703» позиционируется как площадка встречи с искусством, в том числе знакомства с новейшими тенденциями в области цифрового искусства, актуален вопрос о ее коммерческом потенциале. Дмитрий Ханкин отмечает, что в стране «нет культуры финансовой поддержки современного искусства, а отечественный рынок искусства спорадический и движим эмоциями». С его точки зрения, важны любые институциональные попытки показывать произведения современного искусства, тут главное — повторяемость и хорошая организация. «Нужно, чтобы такая ярмарка состоялась хотя бы четыре раза, чтобы говорить о результатах», — убежден галерист. Марина Гисич воспринимает участие в «1703» как профессиональный вызов и возможность получить доступ к новой аудитории: это «пласт людей, которых можно „обратить в свою веру“», хотя для этого потребуются огромные усилия. Очевидно, речь о представителях финансовой и бизнес-элиты, участниках ПМЭФ, которые станут гостями вернисажа ярмарки.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+