18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Удивительный путь мумий: из пирамид в паноптикум, а потом в музей

Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э. Фото: Государственный музей Востока
Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э.
Фото: Государственный музей Востока
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Музее Востока показывают две мумии в саркофагах из собрания Художественной галереи Перми, прошедшие тщательную реставрацию и подробное исследование

История мумий из собрания Государственной художественной галереи Перми полна приключений. В галерею они попали в 1920 году из местного паноптикума — одного из многих заведений, театров-музеев, которые действовали в крупных городах Российской империи и пользовались большой популярностью у зевак. Следующее столетие мумии, так как были в плачевном состоянии, хранились в запасниках. В 2021 году начался совместный комплексный проект, направленный на реставрацию и изучение двух древнеегипетских мумий и саркофагов из этой коллекции. Его участниками стали реставрационные мастерские «Феномен» и Центр палеоэтнологических исследований. Оказалось, что изначально тела и саркофаги не составляют единовременные комплексы.

Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Мумии, согласно данным радиоуглеродного анализа, принадлежали египтянам, жившим в III и I веках до н.э., а саркофаги относятся к более ранним периодам. Датировку одного из саркофагов, покрытого сюжетными композициями на мифологические темы, связанные с посмертной судьбой его владельца в царстве мертвых, удалось отодвинуть почти на 700 лет назад и датировать III Переходным периодом (XI–VII века до н.э.). Вероятнее всего, мумии людей, живших в эпоху правления в Египте династии Птолемеев (IV–I века до н.э.), были уложены в подходящие по размерам саркофаги в одной из антикварных лавок Луксора или Каира. После выставки эти объекты вернутся в Пермь и займут место в экспозиции в новом здании галереи.

Государственный музей Востока
«С берегов Нила до берегов Камы»
До 28 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+