18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры из коллекции Воллара переезжают из Музея Орсе на торги Sotheby’s

Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе».
Фото: Sotheby’s
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Французский суд признал подлежащими реституции четыре работы из коллекции маршана, хотя Амбруаз Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами

Четыре работы, которые когда-то висели в Музее Орсе в Париже, включая редкий натюрморт Поля Гогена и морской пейзаж Огюста Ренуара, будут выставлены на продажу на вечернем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в середине мая. Картины и рисунок уже показали в парижской штаб-квартире аукционного дома.

Полотно Гогена «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной» оценивается в $10–15 млн. Sotheby’s сообщает, что он был написан в 1885 году «в тот момент, когда художник отошел от естественности импрессионизма и начал экспериментировать с ярким цветом». Среди других произведений — «Пейзаж на берегу моря» Ренуара, оцененный в $1–1,5 млн, его же рисунок сангиной «Суд Париса» (1908, оценен в $300–500 тыс.), а также акварель Поля Сезанна «Подлесок» (около 1882–1884, $250–350 тыс.). Все эти произведения некогда принадлежали Амбруазу Воллару, выдающемуся дилеру постимпрессионизма и модернизма, работавшему с такими тяжеловесами искусства XIX–XX веков, как Пьер Боннар, Пабло Пикассо, Огюст Ренуар и Поль Сезанн.

Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885. Фото: Sotheby’s
Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885.
Фото: Sotheby’s

Работы стали предметом судебного разбирательства длиной в десять лет. Вначале наследникам Воллара потребовалось доказать, что дилер действительно владел этими произведениями в момент трагической гибели в автокатастрофе в 1939 году. Воллар оставил своим братьям и сестрам более 6 тыс. произведений искусства, что привело к длительным спорам о том, как их следует делить. Выяснилось, что при соучастии его брата Люсьена Воллара, который был назначен душеприказчиком маршана, часть наследства была украдена двумя экспертами, Этьеном Биньу и Мартином Фабиани, тесно сотрудничавшими с немцами. Они оба были осуждены после Второй мировой войны за получение незаконной прибыли. В 2013 году наследники Воллара потребовали реституции семи работ, якобы похищенных экспертами. Государство отказало, ссылаясь на то, что обстоятельства сделок неясны, а Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами, действовавшими в оккупированной немцами Франции. Однако, когда дошло до разбирательства, суд заявил, что любая работа, обнаруженная в Германии после Второй мировой войны, «должна быть возвращена законному владельцу, даже если она не была украдена» нацистами. После десяти лет судебных препирательств в феврале этого года парижский административный суд обязал Музей Орсе вернуть четыре работы, которые во время Второй мировой были проданы немецким музеям, дилерам или нацистским офицерам. После войны они несколько десятилетий хранились в Музее Орсе. В феврале эти четыре произведения были признаны принадлежащими оставшимся наследникам Воллара (за время следствия два из них успели скончаться). В середине мая два полотна и два графических листа будут проданы на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.

Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря».
Фото: Sotheby’s

«Каждая из этих работ говорит об Амбруазе Волларе как о человеке, который помог сформировать взгляды на искусство ХХ века и чье наследие ощущается до сих пор», — говорится в заявлении Аллегры Беттини, главы отдела модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке.

Энтузиазм аукционного дома можно понять: произведения из великих коллекций, подвергшиеся реституции, — одни из самых соблазнительных на арт-рынке. Когда в 2010 году Sotheby’s выставил на торги 140 работ из коллекции Воллара, обнаружившихся в 1979-м в банковском хранилище Société Générale в Париже, они принесли €23 млн. А в данном случае к происхождению из рук великого коллекционера и маршана добавляется еще и музейное прошлое. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+